Не каждый городской ребенок знает, откуда на прилавки магазинов попадают овощи и фрукты. Может быть, их производят на каком-нибудь заводе, как конфеты и шоколад?
Поэтому дети так удивляются, проходя мимо уличных рынков. Подбегают к бабушкам с тыквами, подсолнухами и патиссонами. Такова реальность: в магазинах городские дети бывают чаще, чем в огороде.
Но школьники, что собрались вчера в Доме природы, техники и спорта, отличаются от остальных. Это юные натуралисты из десяти районов области, которые сами выращивают овощи, ставят опыты и эксперименты, готовят салаты и варят варенье по бабушкиным рецептам.
В районах заниматься сельскохозяйственной наукой проще – у каждого есть свой огород. Придешь в школу – там тоже свой участок земли. Ребята с первого класса учатся сажать картофель и помидоры, ухаживать за цветами.
Был такой участок и в нашем городе. Большое поле площадью в четыре гектара располагалось в районе улицы Холодильной. Шестьдесят лет назад этот район считался окраиной города. Сюда съезжались юные садоводы со всего города: сажали картофель, помидоры, тыквы самых разных сортов. Ставили научные опыты, собирали конференции, устраивали конкурсы пахарей…
Рядом с полем стояло двухэтажное деревянное здание – первая в области станция юных натуралистов.
Сейчас улица Холодильная - почти центр Тюмени. Нет ни учебного поля, ни того старого домика.
– Станция была основана 30 апреля 1952 года. Ее создали учителя биологии, наши ученые, энтузиасты. Я устроилась туда методистом в 1960-м, потом стала директором, – вспоминает Римма Сидорова. – Лет через десять начались перемены: домик наш снесли и перевели станцию на первый этаж новой школы N 5, а учебное поле уменьшили в два раза…
Несмотря на это, движение юных натуралистов области продолжало развиваться. На участке построили две просторные теплицы. Собирались конференции и семинары юных садоводов. В школах начали создавать отряды зеленых патрулей – ребята сами сажали деревья и цветы во дворах, ухаживали за клумбами. Затем появились школьные лесничества, дети со всей области приезжали в Тюмень на фестивали…
– А в 2004 году станцию объединили с областным центром дополнительного образования детей и молодежи. Из школы N 5 мы уехали во Дворец искусств «Пионер». Участка не осталось… Обещали землю где-то на окраине, но мы ее так и не дождались, – рассказывает Нина Волосатова, бывший заместитель директора станции юных натуралистов.
Она вспоминает, как раньше на областные выставки приезжали целые фургоны с овощами и фруктами, которые вырастили школьники из разных уголков области. Не то, что сейчас – всего-то несколько столов с продуктами стоят по периметру небольшого актового зала.
Здесь не развернуться: проходы между столами - узкие, зрители толкаются и не могут спокойно пообщаться с авторами экспозиции. Для такой выставки в пору выделить зал побольше, но таких помещений в Доме природы, техники и спорта на проезде Геологоразведчиков просто нет.
– Я не могу сдержать слез, грустно, – вздыхает Римма Сидорова. – В наши годы достать один микроскоп для школы казалось чудом. А теперь детей и компьютером не удивишь… Но разве компьютер заменит общение с природой?
– Конечно, не заменит, – отвечаю я.
А сама смотрю по сторонам, ищу экспозицию тюменских школьников. Отыскала один стол, представленный ребятами из коррекционной школы N 2. Только нет тут ни овощей, ни фруктов. Представлены фотографии школьного двора, который ребята сами благоустроили. Это одна из номинаций выставки – «ландшафтный дизайн».
– А выращивать овощи тюменским школьникам просто негде, – разводит руками Светлана Максимова, председатель областного детского движения «ЧИР».
Повезло остальным участникам выставки.
Ученики ишимской школы-интерната объявили этот год тыквенным: вырастили на приусадебном участке несколько сортов этого овоща. Желтую, оранжевую, зеленую, полосатую… А самую большую тыкву, весом в 55 килограммов, нарядили в бабушкин платок и нарисовали глазки.
– А еще мы приготовили из тыквы варенье, кексы и оладьи! Угощайтесь, – приглашает нас Татьяна Вдовина, учитель технологии.
Несмотря на засушливое лето, у воспитанников интерната урожай большой. Пожалуй, самый удачный из всех представленных на выставке. Здесь и капуста, и огурцы, и помидоры. А сколько цветов: глаза разбегаются!
Ничего бы не вышло, если бы не ребята, считает Татьяна Анатольевна. В интернате воспитываются дети с нарушениями слуха. С шестого класса они начинают работать в огороде и переживают за каждое растение, как будто это живое существо.
– Есть у нас и свой творческий клуб. Максим Калинин мастерит из корней смородины разные фигурки. Вот жираф, волк, гимнастка… У Максима хорошая фантазия: в каждом корешке надо разглядеть что-то необычное, – рассказывает учительница.
– А у нас все скульптурки – съедобные, – хвастается Слава Франк, ученик Новоникольской школы Нижнетавдинского района.
Так вышло, что этим летом на приусадебном участке его школы уродилось много кабачков. И все - причудливой формы: один похож на матрешку, другой – на кита…
Удивляет и экспозиция научного общества «Лесновец» (село Лесное, Юргинский район). Этим летом юные садоводы вырастили в теплице два субтропических растения.
– Это люффа – травянистое растение семейства тыквенных. Похоже на обычный кабачок, однако в наших краях ему холодно, – рассказывает Юлия Шашкова.
Юля мечтает стать биологом или селекционером. Но, независимо от своей будущей профессии, она обязательно научит своих детей сажать картошку.
– Природа нас кормит, с ней надо дружить! – уверена девочка.