Вся история человечества состоит из войн. Одни нападают, другие защищаются, и при этом обе стороны несут значительные потери. XX век стал для Российского государства большим испытанием, особенно его первая половина.
Если мы постоянно вспоминаем Великую Отечественную войну, то почти совсем забыли, что незадолго до нападения гитлеровских полчищ на нашу страну красноармейцам пришлось с оружием в руках защищать интересы Родины ещё в двух других войнах. Сегодня мы бы назвали их локальными…
В районе озера Хасан, что в 130 километрах от Владивостока, на границе с Китаем и Кореей летом 1938 года случился военный конфликт с японскими милитаристами, а в конце 1939 – начале 1940 года уже в противоположной части СССР произошла война с Финляндией.
Участником этих событий оказался Степан Петрович Мурашов. Его сын Александр Степанович, а сейчас ему 73 года, рассказывает: «Я даже не знаю, каким он был: отважным или, может быть, когда-то и трусил, о чём он думал, когда брал в руки винтовку и стрелял во врага... Родился отец в 1915 году и жил в деревне Шиликуль. Был самым молодым председателем колхоза. Значит, был грамотным, принципиальным, умел ладить с людьми. Я смотрю на его единственную фотографию, которую он нам оставил на память о себе, и вижу молодого красивого парня с прямым и решительным взглядом. Мне кажется, что отец был хорошим человеком. Моя мать, Евдокия Петровна, работала в колхозе дояркой. Мне исполнилось три года, когда отца призвали в Красную армию и отправили на восток, где японские милитаристы развернули широкую пропагандистскую кампанию вокруг спорных территорий между Манчжурией и тогдашним Советским Приморьем».
Степан Мурашов стал одним из 23 тысяч бойцов, участвовавших в том военном конфликте. «Сравнивая бои у озера Хасан с многочисленными боями Великой Отечественной войны, в которой я воевал, могу отметить, что были они из числа самых ожесточённых. На небольшом участке сосредоточилось максимально возможное количество войск с той и с другой стороны. Огонь из всех видов оружия не прекращался сутками с 6 по 10 августа», – написал позже в своих воспоминаниях генерал армии Иван Шкадов.
Кратковременный конфликт с Японией закончился разгромом милитаристов. Особо отличившихся красноармейцев в боях у озера Хасан наградили орденами и медалями, ценными подарками, а более трёх тысяч бойцов получили долгосрочный отпуск. В числе последних был и Степан Мурашов. Сын смутно помнит приезд отца домой. И даже не знает, как долго длился его отпуск. Знает лишь, что потом отец снова попал на войну – финскую. «Машина увозила из деревни военных, и я припоминаю, как плакали бабушка, мама и я», – говорит Александр Степанович.
Этой войне предшествовали длительные переговоры. «СССР пытался добиться уступки Финляндией части Карельского перешейка в обмен на вдвое большие по площади, но менее пригодные для сельскохозяйственного использования территории в Северной Карелии, а также передачи СССР в аренду нескольких островов и части полуострова Ханко (Гангут) под военные базы», – написано в архивных материалах.
Поскольку переговоры ни к чему не привели, то обе стороны стали готовиться к военным действиям. В середине сентября 1939 года началась концентрация частей Ленинградского военного округа вдоль границы. В Финляндии срочно достраивалась «линия Маннергейма», прошли военные учения, на которых отрабатывалось отражение агрессии со стороны СССР, началась мобилизация, укреплялась граница.
23 августа этого же года Советский Союз и Германия заключили договор о ненападении, а чуть позже – о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой, предложив и Финляндии присоединиться к ним. Но финское правительство отклонило все предложения по пакту, аренде и обмену территориями и в середине октября объявило в стране всеобщую мобилизацию. Советское правительство ставило целью обеспечить оборону Ленинграда, где была сконцентрирована треть оборонной промышленности страны.
Официальным поводом к войне, как пишут историки, послужила провокация: якобы в результате артобстрела с финской территории были убиты четверо и ранены девять военнослужащих. Финляндия не признала этот инцидент. Так, 30 ноября 1939 года СССР, разорвав с Финляндией дипломатические отношения, начал боевые действия. Наиболее ожесточённые бои шли на Карельском перешейке.
Почти сразу же выявились серьёзные пробелы в организации управления и снабжения войск, плохая подготовленность командного состава, отсутствие навыков ведения войны зимой. В результате некоторого затишья на фронте сумели усилить войска, пополнить материальные запасы, переформировать части и соединения. Были созданы подразделения лыжников, разработаны методы преодоления заминированной местности, заграждений, спешно построены пути сообщения для снабжения действующей армии.
Финны же широко применяли тактику партизанской войны. Союзники оказывали им военную помощь. Но после прорыва «линии Маннергейма» правительство Финляндии осознало, что не в состоянии сдержать наступление Красной армии. Встала реальная угроза полного захвата страны, за которым последовало бы присоединение к СССР либо смена правительства на просоветское. Поэтому в начале марта 1940 года глава Финляндии предложил начать мирные переговоры, и 12 марта был заключён мирный договор.
Финская война продолжалась три месяца и 12 дней, но потери в ней с нашей стороны были значительными. Если у озера Хасан Советский Союз потерял 960 человек, то в боях с финнами – более 126 тысяч. В том числе почти 40 тысяч числятся пропавшими без вести. Семья Мурашовых как раз и получила такую бумагу, где было написано: «Мурашов Степан Петрович пропал без вести...». В горнице, как вспоминает Александр Степанович, стояла швейная машинка, и на ней лежал этот белый листок со страшным известием. Правда, он не сохранился с течением времени.
Спустя много лет сын заинтересовался судьбой отца, не дожившего до Великой Отечественной. В том, что он стал бы отважным солдатом и героически сражался с немецкими захватчиками, Александр Степанович не сомневается. Но обидно было то, что незаслуженно забыты два важных военных события, предшествовавших Великой Отечественной. О них сегодня можно судить по-разному. Но тогда красноармейцы выполняли свой долг, выполняли приказы, которые, как известно, не обсуждаются. И нередко погибали – как неизвестные герои неизвестной войны. Хорошо, что память о них продолжает жить хотя бы в семьях родных и близких.
Татьяна Яхонт