Медиакарта
5:45 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Счастливый дом

Друг за другом следуют Международный день семьи, общероссийский День библиотек и Международный день защиты детей. В этом есть смысл, заложенный свыше.

Крупный русский педагог 19 столетия В.П. Острогорский видел в чтении великих образцов литературных произведений могущественное средство, при помощи которого юноша приобретает связь с родиной и человечеством и «забирает с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в годы сурового мужества, добрые стремления, поддерживающие и предохраняющие человека от измельчения и опошления».

Особую роль в приобщении детей к чтению он отводил семье, но в первую очередь матери как первой воспитательнице своих детей. Именно в семье человек получает основы духовно-нравственного воспитания, в котором и есть залог человеческого счастья. Острогорский в своих книгах объясняет матерям, почему многие выпускники школ и университетов, получившие разносторонние знания и подготовленные к практической деятельности, чувствуют себя одинокими, не имеющими призвания. Почему они не умеют сойтись с людьми, почему глубоко несчастны. Причиной всего этого он считает неразвитость души: «Недостает им общего внутреннего настроя, той любви к миру, человечеству, того живого интереса к жизни, связи с ней, без которого нет удовлетворённости в труде, могущей вести человека вперёд и вперёд». Начинать воспитание надо с рождения и поддерживать его все школьные годы. В это воспитание Острогорский включает взаимоотношение ребёнка с природой, с музыкой, живописью, спортом, но больше всего – с книгой.

Однако, предупреждает педагог родителей, никакие книги не дадут ребёнку и юноше того, что составит залог его мира с самим собой, если в семье царит атмосфера раздора: «Дом, в котором только приобретают, всем дело только до себя, без всякой нравственной связи между членами семьи и обществом – такой дом не даст детям духовного развития, хоть накупи им кучу книг».

Ребёнок должен видеть положительные примеры не только в книжке, но и в жизни родителей, в их тёплых отношениях между собой.

У нас в Прииртышской библиотеке есть семьи, являющиеся читателями от самого маленького до самого взрослого ее члена. Я знаю, что чтение для каждого из них - средство духовного общения друг с другом, которое начинается уже с выбора книги: лёгкого и радостного для одних, сос-редоточенно-вдумчивого для других, причём это не зависит от семейного стажа. Радует, с каким постоянством посещают библиотеку почти в полном составе семьи Грязновых, Безпрозванных, Никоновых, Кабановых, Мадьяровых, Быковых, Айтбаевых, Кугаевских, Чарковых, Азисовых, Давашевых, Жарниковых, Глушковых, Кульмаметовых, Садыковых, Сидоровых, Чулковых.

Я точно знаю, что единственной методикой обучения чтению детей в этих семьях является родительская любовь. А дети обязательно полюбят и уже любят чтение и потом ступенька за ступенькой будут подниматься к вершинам знаний, мудрости и красоты!

Марина ЛЁВКИНА