Медиакарта
8:29 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Перекресток мнений

10:30 | 14 сентября 2012

Лучше быть здоровым, чем музыкальным

Когда я слышу словосочетание «дополнительное образование», в первую очередь представляю, как мои друзья – бывшие одногруппники, с которыми мы от звонка до звонка отучились на писак-пиарщиков-телевизионщиков, сейчас опять маются уже на «заочке» в тюменских вузах.

Нет, я ничего не имею против людей, в страстном или вынужденном порыве бегущих получать второе, третье и четвёртое высшее образование, но только не пойму – зачем? Главные умения приходят с практикой, а талант – он и в Африке талант, для чего ему подтверждение в виде диплома?

Примерно те же мысли посещают меня и при разговоре о дополнительном образовании для детей, и особенно, когда этих «образований», по воле родителей, у него появляется много.

Конечно, это здорово, что сейчас у малышей от детсадовского возраста до выпускников школ есть возможность посещать всевозможные кружки и секции на базе Дома детского творчества, школы искусств и многих других образовательных учреждений. Здесь тебе и досуг, и развитие. Было бы желание – а кружок найдётся на любой вкус.

Но всё хорошо в меру, поэтому самая большая беда начинается, когда ребёнок буквально разрывается между «музыкалкой», «художкой» и дзюдо. И это помимо основных уроков в обычной школе! Вот тогда-то у малыша и заканчивается детство, и начинаются суровые взрослые будни под грифом «надо». Отсюда, судя по примерам моих знакомых, зачастую «берут ноги» детские депрессии, в подростковом возрасте выливающиеся в грандиозный бунт.

«Слишком большие нагрузки для детей» – с этими словами я сталкиваюсь очень часто на различных педагогических встречах. Все признают, что в связи с появлением ЕГЭ, ФГОС и других нововведений школьная программа становится всё сложнее. А что делают некоторые родители? Вместо того, чтобы дать ребёнку хорошенько отдохнуть дома после уроков, буквально «запихивают» его в очередной кружок, дескать, пусть будет весь день занят, зато по улицам шататься не будет.

По-моему, уж лучше он пусть бегает с друзьями, свежим воздухом дышит, чем корпит над нотами с нелюбимой им скрипкой. Жизнь можно познать, только выпивая её большим глотками, а не просто читая о ней в книгах и справочниках.

Конечно, я не обобщаю и говорю лишь об отдельных примерах, с которыми сталкивалась лично. И я благодарна своей маме, которая в детстве не заставляла меня заканчивать музыкальную школу, которую я бросила через месяц занятий. Спасибо тебе, мама, что не остановила меня, когда на третий год учёбы в «художке» я отложила кисть в сторону и сказала, что мне больше не нравится рисовать.

Благодаря этому у меня не возникло отвращение к классической музыке, и я с удовольствием хожу на выставки картин. Главный вывод, который я сделала позже: заниматься нужно тем, к чему сердце лежит, а если любовь к делу прошла – не продолжай, иначе только мучиться будешь и тонуть в размышлениях о том, как плох мир и бездарен ты сам.

Говоря о том, сколько всё-таки кружков следует посещать ребёнку после школы, то я бы сказала «один», и это обязательно должен быть какой-либо спорт. Все остальные области творчества, а также кругозор развивать можно, не выходя из дома. Если малыш художественно или музыкально одарён, он сам по мере взросления выберет, на каком инструменте играть и что рисовать, а вот поддерживать его в хорошей физической форме необходимо при помощи опытных тренеров с самых малых лет. Как ни крути, здоровье важнее!

Юлия ШАЙМУРАТОВА

Шаг в будущую профессию

По праву многодетной мамы, многовнучатной бабушки, а также журналиста, пишущего о дополнительном образовании уже не одно десятилетие, позволю себе не согласиться с моей молодой коллегой по нескольким позициям.

Вспомним русские дворянские семьи. Каждый дворянин старался дать своему ребёнку блестящее образование. Причём дворянские чада не только грызли гранит науки, но и обучались иностранным языкам, брали уроки танцев, музыки, верховой езды. Термина «дополнительное образование» тогда и в помине не было. А к умению музицировать, вальсировать, гарцевать относились очень серьёзно.

В современном мире многое изменилось. Но осталось непоколебимым стремление думающих о будущем своего ребёнка родителей вырастить его всесторонне развитой личностью, а в этом деле без дополнительного образования не обойтись.

Одним удаётся открыть способности ребёнка в раннем возрасте и создать все условия для реализации его потенциала. Так вышло у меня со старшим сыном, который уже в 2,5 года, по его же настоятельной просьбе, стал обучаться игре на фортепиано. В трёхлетнем возрасте, не выговаривая «р», он заявил, что непременно станет композитором. С четырёх лет успешно обучался в музыкальной школе по двум классам – по фортепиано и скрипке, а ещё солировал в школьном хоре. Лет с 11 он начал сочинять музыку, а с 15 лет увлёкся аранжировками. Он состоялся как музыкант, шоумен. А значит, и я состоялась как мама. Но в 31 год сын стал активно заниматься единоборствами, пауэрлифтингом, задался целью выполнить нормативы мастера спорта или кандидата в мастера. И я услышала от него упрёк в свой адрес за то, что в своё время забрала его из спорт-школы, где он обучался каратэ. Выходит, даже если твой ребёнок в чём-то талантлив, не надо зацикливаться только на этом, пусть он попробует себя в разных амплуа.

Другие идут, что называется, на ощупь. Именно так произошло с моим внуком. К услугам дополнительного образования мы прибегли, когда ему исполнилось пять лет. И тут я поняла две простые истины. Во-первых, надо найти то, что ребёнка действительно заинтересует, и в чём он реально может добиться успехов. Во-вторых, так как интерес у ребёнка неустойчив, может пропасть так же быстро, как и появиться, в определённые моменты родители должны проявить твёрдость характера, за что их выросшее чадо скажет им только «спасибо». Но заставлять ребёнка заниматься тем, что ему изначально претит, не стоит, толку из этого не выйдет, хотя и такое часто встречается. Особенно грешат этим родители, чьи мечты в детстве остались нереализованными, не думая о том, что малыш мечтает совсем о другом.

Я записала внука на кудо и год возила его на тренировки. Казалось, замечательный тренер, мужественный вид спорта, чего ещё желать? Но внук весь год пытался достучаться до меня, говоря, что это не для него, что он хочет заниматься настольным теннисом. И наконец был услышан.

Мы поменяли одну спортшколу на другую, и мальчик делает успехи в теннисе. Вот это оказалось его стихия. Но зацикливаться на одном только спорте мы не собираемся. На протяжении трёх лет внук посещает детскую школу искусств «Арт-перспектива». Был, правда, момент, когда он решил прекратить занятия в «архитектурке». Но мама не пошла у него на поводу. Постаралась вновь разжечь интерес к учёбе, и ребёнок закончил учебный год на пятёрки. Выйдет ли из него в будущем архитектор, мы не знаем, как и не знаем, выберет ли он для себя эту профессию. Но в одном уверены точно: начальное архитектурное или художественное образование даёт многое. Причём говорим мы не о кружках, а о первой профессиональной ступени. Лет в 11–12 внук пойдёт учиться в музыкальную школу по классу гитары (это ещё одна его мечта). Мне довольно часто приходится общаться с ребятами, которые успешно занимаются в общеобразовательной, музыкальной, художественной и спортивной школах. Изобилие школ и учебных программ их лишь дисцип-линирует, а при правильном распределении времени можно всё успеть. И они абсолютно не выглядят несчастными. С высказыванием, что у них украли детство, не один из моих юных знакомых, посещающих по две – три школы, не согласится. Просто они знают и умеют больше, чем их сверстники, а значит, более подготовлены ко взрослой жизни и быстрее в ней определятся.

Лично я сторонник многопрофильного дополнительного образования, которое отнюдь не считаю второстепенным, более того, ставлю во главу угла, ведь для детей одно из увлечений может перерасти в профессию, другое же на всю жизнь станет хобби, этакой отдушиной в круговороте будней.

Анна ЩЕРБИНИНА