У выставки «Нефть и газ. ТЭК», которая открылась вчера в Тюмени, есть два принципиальных отличия от прочих смотров, что проходят в Выставочном зале. Большинство ее участников – местные. И самые интересные экспонаты представлены на улице.
Большая техника для нефтегазовой отрасли просто не развернулась бы под крышей. Под тентом выстроились машины от «Опытного завода гусеничных тягачей». Рядом – «уазики» на огромных шасси, собранные предприятием «Тюменьспецтехника». Стоит самосвал «Renault» от завода «Сибирь Трейлер».
Домику «Кедр», изготовленному Заводоуковским машзаводом, кажется, никакие другие помещения не нужны вовсе – в вагоне на колесах тепло, просторно и светло. Представители компании ждут посетителей на крыльце, на столах расставлены хлеб-соль. Говорят, что, по большому счету, «внутрь зала» они и не стремились.
– Мы проехали со своими вагончиками по выставкам от Салехарда до Москвы, – рассказывает специалист отдела маркетинга Сергей Кротов. – Как правило, все они – «тусовочные площадки». Там не заключаются новые контракты, а среди посетителей нет специалистов, занимающихся закупками оборудования…
По словам Кротова, с тех пор, как многие нефтяные компании попали в национальные холдинги, на местах «не могут себе мыла купить» без разрешения из Москвы. А в столице озабочены только ценой продукта.
– Выставка для нас – способ продемонстрировать, что мы живы и здоровы, продолжаем трудиться, – подытоживает специалист.
Другое мнение у главного конструктора «ТюменНИИгипрогаза» Сергея Денисенко.
– Картинка в Интернете не заменит живого общения, – говорит он. – У заказчиков, партнеров неизбежно возникают вопросы, когда им рассказываешь о своей продукции. Здесь они получают оперативные и исчерпывающие ответы.
Стенд компании - один из самых крупных на выставке (правда, он показывает лишь небольшие устройства для отбора проб газа). Это новинка предприятия, но и другие его изделия – горизонтальные газовые горелки, система розжига факельных установок – претерпевают постоянные изменения.
– Меняются требования безопасности, появляются новые средства автоматизации, – говорит Сергей Ильич. – Как заводы реагируют на эти изменения, и можно узнать на выставках.
Впрочем, революционных изобретений здесь искать не следует, считает Генрих Абрамов, управляющий директор компании «Сибнефтеавтоматика».
– Все-таки технологии нефтегазодобычи не меняются уже 150 лет, – говорит он. – Поставщики нового – это сервисные компании, которые совершенствуют механизмы добычи. Например, изобретают новую систему включения скважин или новые утепляющие материалы… Но это – не революция, а нормальная конструкторская работа!
Другие поставщики инноваций – совсем молодые предприятия. Пока Генрих Абрамов, Анатолий Брехунцов (генеральный директор «Сибнац»), Анатолий Киреев (генеральный директор компании «Югсон-Сервис») и другие ветераны отрасли по-дружески здороваются, становятся в кружки и обмениваются впечатлениями в окружении родных логотипов, представители новых компаний с нетерпением ждут внимания к себе.
Александр Навроцкий, технический директор компании «СтройКонтрольИнжиниринг», рассказывает о новой услуге для нефтяных компаний – контроле качества сварных швов с помощью селена.
– Для него не надо электричества, потому что камень радиоактивен, – объясняет Навроцкий. – Это очень удобно в полевых условиях, на технологических трубопроводах.
Для транспортировки такого оборудования понадобится транспорт со специальным контейнером, поэтому нефтяным компаниям выгоднее отдавать подобные работы на сторону, уверен Навроцкий.
– Содержать стационарные лаборатории на стройках – нерентабельно, – говорит он. – Там хватает забот и без этого. К тому же, на оборудование надо регулярно продлевать лицензию… У нас эти механизмы отработаны.
В технопарке Тюменского нефтегазового университета разработали винтовой забойный двигатель 178-го размера. Инженер Алексей Скорняков говорит, что это практически космическое машиностроение: четырехкоординатных станков, на котором изготовили опытный образец, – лишь несколько в УрФО, а на тюменских заводах нет вовсе.
Оттуда же – гидромеханический якорь клапана. По словам автора разработки Андрея Хлуса, установка якоря не зависит от наличия жидкости в скважине, агрегат работает отдельно от нее. И этим выгодно отличается от существующих аналогов…
Подобные конструкции были и на стенде «Югсон-Сервиса». Генеральный директор компании Анатолий Киреев обещал ознакомиться с изделием молодых ученых, а также сказал об еще одной важной особенности выставки – возможности изучать новинки конкурентов.
– Но и ваши изобретения могут позаимствовать?
– В этом нет ничего страшного, – отвечает Анатолий Михайлович. – Как в старом анекдоте: когда моей новой жене будет уже 28, а мне - 90, я снова женюсь на 18-летней… Заимствования неизбежны, и единственный ответ на них – изобретение нового. Это и двигает отрасль вперед.