Медиакарта
17:57 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Хрупкая музыка в руках дирижера

22:47 | 20 сентября 2012

Заслуженный деятель России, дирижер-хормейстер Валентина Петрова отпраздновала свой юбилей в кругу друзей. А друзей у нее много: в концертном зале академии культуры, искусств и социальных технологий собралось три сотни человек. Все они – музыканты, ребята из городских хоров. Сначала на большом экране начался фильм о жизни и профессиональном пути Валентины Викторовны. Она прослезилась: уж очень трогательно рассказали о ней коллеги. Музыканты, которых она воспитала, взрастила, научила не только искусству, но и жизни. – На самом деле я не хочу говорить о своей биографии. Это такая избитая тема. Училась в начальном, среднем, высшем звене, окончила аспирантуру, и все по одной специальности – хоровое дирижирование. Я сознательно шла к этой цели, потом начала работать и поняла, что люблю свое дело. Но можно сегодня не об этом? – встретила меня Валентина Викторовна на кафедре хорового дирижирования академии культуры, искусств и социальных технологий. Не дожидаясь ответа, она начала свой мелодичный рассказ, то повышая голос, то переходя на шепот. Я молчала: не хотелось прерывать эту музыку рассказа.

– Я хочу рассказать о доброте. Без нее дирижеру никак. Наша специальность неразрывно связана с работой в коллективе. Чтобы чувствовать себя в ансамбле комфортно, надо не только обладать профессиональными качествами, надо быть хорошим человеком. Если не будет в тебе доброты, ничего не получится. Все остальное – знание вокала, умение играть на инструментах, настойчивость и внимание – уходит на второй план, потому что это само собой разумеется. Но только доброта рождает в человеке желание петь, улыбаться, открывать душу.

– Хоровое искусство – это поэзия. Дирижер и исполнители должны чувствовать стихи. Только тогда сможешь почувствовать, как сливается мелодия с поэтической мыслью. Слушаешь и думаешь: «Господи, как хорошо-то, как красиво!» Музыканту надо постоянно читать, любить поэзию, знать ее. Смотреть по сторонам, воспринимать этот мир, видеть вокруг себя что-то интересное, наполнять, насыщать свой внутренний мир. Я, например, заинтересовалась музыкой ханты, ездила на Север, привозила в Тюмень национальные музыкальные инструменты, много читала исторической литературы. Это добавляет маленький штришок к моему внутреннему миру. Поэтому, когда веду лекции для студентов, рассказываю им не только о русской народной музыке, но и углубляюсь в историю других народов. Сразу появляются объем, краски…

– Внутренний мир музыканта полон ассоциаций. Вот, например, слово «перо» имеет много значений. Перо птицы, перо, которым мы пишем, перо в шляпе мушкетера… Этот ряд можно продолжить, а в голове возникают какие-то картинки, образы. Так же и в музыке: пианист создает вокруг себя ауру, атмосферу. Как он прикасается к клавишам, как ведет мелодию, как создает музыкальную фразу и кульминацию. Именно поэтому мы приходим на концерты: разбудить свое воображение. Без разницы, буду я слушать домриста, или скрипача, или симфонический оркестр… Или, например, музыкальную речь. У поэзии есть своя мелодия. Правда, сейчас очень редко читают стихи на сцене. Помните из Ахматовой: «Приходи на меня посмотреть… Приходи. Я живая». Как она читала эти строки, низким, томным голосом. Это настоящая музыка! Я очень люблю Маяковского: его стихи пышут жаром, обжигают. Интернационал, большевики, красное знамя - и вдруг неожиданно между строчками появляется фраза «жизнь стынет чаем на блюдце». Как же он так сказал? Это очень интересный для меня вопрос. Я перечитывала поэму несколько раз, и все время возвращалась к этой фразе… Почему в 30 лет его «жизнь стынет чаем на блюдце»? Сразу же хочется заглянуть в его биографию, найти истину. Сейчас мы в хоре готовим «Литургию» Константина Шведова. Я ищу информацию об этом композиторе, хочу побольше о нем узнать. Произведение от этого только выиграет: подступаться к нему надо аккуратно, бережно. Чтобы не разбить ненароком. Начинаешь его трогать, потихоньку вырисовывается гармония. Краса невероятная. Даже на первых занятиях у студентов мурашки бегут по коже…

– Очень важно, чтобы ученикам хотелось прийти на занятия хора. У нас никто не пропускает, даже парни всегда в сборе. Состав нашего хора каждый год меняется: пятикурсники нас покидают, на их место приходят новые. В этом году десять новых ребят поступили. Им простора хочется, свободы. Поэтому постоянно надо что-то придумывать, чтобы дать им как можно больше. Чтобы глаза открылись, сердца распахнулись! Ставим оперы, кукольные представления, приглашаем к нам школьников и студентов. В постановках нам помогают режиссеры академии. Мы создали настоящее творческое объединение: все друг друга выручают, поддерживают.

– В городе есть сильное хоровое движение. Наша кафедра сотрудничает с музыкальными и общеобразовательными коллективами. Все началось в 1992 году. Тогда хор академии впервые выехал за границу на европейский международный форум современного хорового искусства в немецкий город Ротенбург. Там собрались коллективы из 23 стран! Разные стили, разные направления, разная музыка… На отчетном концерте мы спели все вместе громадным хором – сложно представить, как это впечатляюще звучит. После этой поездки мы решили проводить такие фестивали и в Тюмени. Приглашаем от трехсот до семисот человек. Сначала каждый коллектив поет свою песню, а потом все вместе исполняют одно произведение. Не передать словами, какое это удовольствие - руководить таким большим хором! Когда дети создают настоящую музыку! Есть пьяно, есть форте, есть ликование и что-то еще, такое нежное, трогательное… Так было и на моем юбилее 12 сентября. Я, правда, не хотела праздновать день рождения… Но разве можно отказать себе в таком удовольствии? Меня поздравили одиннадцать ансамблей: каждый принес с собой свой музыкальный подарок. А в конце мы, конечно, спели мою любимую песню композитора Давида Тухманова «Я люблю тебя, Россия» на слова поэта Михаила Ножкина. Это был лучший подарок на юбилей. Настоящая музыка… Монолог юбиляра записала

Автор: Полина ГОРЫНИНА