Заслуженный деятель России, дирижер-хормейстер Валентина Петрова отпраздновала свой юбилей в кругу друзей. А друзей у нее много: в концертном зале академии культуры, искусств и социальных технологий собралось три сотни человек. Все они – музыканты, ребята из городских хоров.
Сначала на большом экране начался фильм о жизни и профессиональном пути Валентины Викторовны. Она прослезилась: уж очень трогательно рассказали о ней коллеги. Музыканты, которых она воспитала, взрастила, научила не только искусству, но и жизни.
– На самом деле я не хочу говорить о своей биографии. Это такая избитая тема. Училась в начальном, среднем, высшем звене, окончила аспирантуру, и все по одной специальности – хоровое дирижирование. Я сознательно шла к этой цели, потом начала работать и поняла, что люблю свое дело. Но можно сегодня не об этом? – встретила меня Валентина Викторовна на кафедре хорового дирижирования академии культуры, искусств и социальных технологий.
Не дожидаясь ответа, она начала свой мелодичный рассказ, то повышая голос, то переходя на шепот. Я молчала: не хотелось прерывать эту музыку рассказа.
– Я хочу рассказать о доброте. Без нее дирижеру никак. Наша специальность неразрывно связана с работой в коллективе. Чтобы чувствовать себя в ансамбле комфортно, надо не только обладать профессиональными качествами, надо быть хорошим человеком. Если не будет в тебе доброты, ничего не получится.
Все остальное – знание вокала, умение играть на инструментах, настойчивость и внимание – уходит на второй план, потому что это само собой разумеется. Но только доброта рождает в человеке желание петь, улыбаться, открывать душу.
– Хоровое искусство – это поэзия. Дирижер и исполнители должны чувствовать стихи. Только тогда сможешь почувствовать, как сливается мелодия с поэтической мыслью. Слушаешь и думаешь: «Господи, как хорошо-то, как красиво!»
Музыканту надо постоянно читать, любить поэзию, знать ее. Смотреть по сторонам, воспринимать этот мир, видеть вокруг себя что-то интересное, наполнять, насыщать свой внутренний мир.
Я, например, заинтересовалась музыкой ханты, ездила на Север, привозила в Тюмень национальные музыкальные инструменты, много читала исторической литературы. Это добавляет маленький штришок к моему внутреннему миру. Поэтому, когда веду лекции для студентов, рассказываю им не только о русской народной музыке, но и углубляюсь в историю других народов. Сразу появляются объем, краски…
– Внутренний мир музыканта полон ассоциаций. Вот, например, слово «перо» имеет много значений. Перо птицы, перо, которым мы пишем, перо в шляпе мушкетера… Этот ряд можно продолжить, а в голове возникают какие-то картинки, образы. Так же и в музыке: пианист создает вокруг себя ауру, атмосферу. Как он прикасается к клавишам, как ведет мелодию, как создает музыкальную фразу и кульминацию. Именно поэтому мы приходим на концерты: разбудить свое воображение. Без разницы, буду я слушать домриста, или скрипача, или симфонический оркестр…
Или, например, музыкальную речь. У поэзии есть своя мелодия. Правда, сейчас очень редко читают стихи на сцене. Помните из Ахматовой: «Приходи на меня посмотреть… Приходи. Я живая». Как она читала эти строки, низким, томным голосом. Это настоящая музыка!
Я очень люблю Маяковского: его стихи пышут жаром, обжигают. Интернационал, большевики, красное знамя - и вдруг неожиданно между строчками появляется фраза «жизнь стынет чаем на блюдце». Как же он так сказал? Это очень интересный для меня вопрос. Я перечитывала поэму несколько раз, и все время возвращалась к этой фразе… Почему в 30 лет его «жизнь стынет чаем на блюдце»? Сразу же хочется заглянуть в его биографию, найти истину.
Сейчас мы в хоре готовим «Литургию» Константина Шведова. Я ищу информацию об этом композиторе, хочу побольше о нем узнать. Произведение от этого только выиграет: подступаться к нему надо аккуратно, бережно. Чтобы не разбить ненароком. Начинаешь его трогать, потихоньку вырисовывается гармония. Краса невероятная. Даже на первых занятиях у студентов мурашки бегут по коже…
– Очень важно, чтобы ученикам хотелось прийти на занятия хора. У нас никто не пропускает, даже парни всегда в сборе. Состав нашего хора каждый год меняется: пятикурсники нас покидают, на их место приходят новые. В этом году десять новых ребят поступили.
Им простора хочется, свободы. Поэтому постоянно надо что-то придумывать, чтобы дать им как можно больше. Чтобы глаза открылись, сердца распахнулись!
Ставим оперы, кукольные представления, приглашаем к нам школьников и студентов. В постановках нам помогают режиссеры академии. Мы создали настоящее творческое объединение: все друг друга выручают, поддерживают.
– В городе есть сильное хоровое движение. Наша кафедра сотрудничает с музыкальными и общеобразовательными коллективами. Все началось в 1992 году. Тогда хор академии впервые выехал за границу на европейский международный форум современного хорового искусства в немецкий город Ротенбург. Там собрались коллективы из 23 стран! Разные стили, разные направления, разная музыка… На отчетном концерте мы спели все вместе громадным хором – сложно представить, как это впечатляюще звучит.
После этой поездки мы решили проводить такие фестивали и в Тюмени. Приглашаем от трехсот до семисот человек. Сначала каждый коллектив поет свою песню, а потом все вместе исполняют одно произведение. Не передать словами, какое это удовольствие - руководить таким большим хором! Когда дети создают настоящую музыку! Есть пьяно, есть форте, есть ликование и что-то еще, такое нежное, трогательное…
Так было и на моем юбилее 12 сентября. Я, правда, не хотела праздновать день рождения… Но разве можно отказать себе в таком удовольствии? Меня поздравили одиннадцать ансамблей: каждый принес с собой свой музыкальный подарок. А в конце мы, конечно, спели мою любимую песню композитора Давида Тухманова «Я люблю тебя, Россия» на слова поэта Михаила Ножкина.
Это был лучший подарок на юбилей. Настоящая музыка…
Монолог юбиляра записала