С виду это обыкновенный спектакль для детей пяти-семи лет. Взрослым на нем не очень интересно: слишком все предсказуемо. Дети же реагируют на происходящее с большим интересом и вниманием.
В Тюмени начались четырехдневные гастроли кукольного театра «Барабашка» из Нижневартовска. Вчера актеры показали первый из двух запланированных спектаклей – «Золотой цыпленок».
Это добрая сказка о цыпленке Пете, очень милом и доверчивом, вся беда которого заключается в том, что он – золотой. Хитрый, корыстный Лис хочет стать богатым, завладев Золотым цыпленком. Он обманывает наивного и мечтательного Волка и делает его своим помощником. Но чуткое сердце Волка не в силах обидеть беззащитного. Волк не только отказывается помогать Лису, но и становится ласковым и заботливым отцом для Пети.
… Возникает чувство, что актеры играют, поют и танцуют с огромным удовольствием. Такой заряд положительной энергии не удивителен: «Золотой цыпленок» – один из любимых спектаклей труппы. Именно с него в 1989 году началась история театра «Барабашка». Тогда спектакль поставил режиссер Валерий Куликов. То, что вчера показали в Тюмени, – уже второй вариант, новая версия сказки в интерпретации Константина Мохова. Он возродил «Золотого цыпленка» пару лет назад.
А пока дети смеются над кульбитами, которые выписывают на сцене персонажи, я думаю о том, что, если взглянуть шире, то даже, казалось бы, незамысловатый «Золотой цыпленок» может по-своему ответить на злободневный вопрос: «Каким должно быть искусство для детей?»
В первую очередь, конечно, добрым. А чтобы увидеть доброту, надо показать и противоположный пример – зло. Ум выгодно оттеняет соседняя глупость, широту души – хитрость и алчность. В любой детской сказке или мультфильме необходимы отрицательные герои – это аксиома. При их наличии дети значительно сильнее чувствуют разницу между плохим и хорошим. Поэтому хитрый и алчный Лис в спектакле – центральный персонаж, на котором во многом держится фабула повествования.
Но «Золотой цыпленок», этот комедийный спектакль для самых маленьких зрителей, пошел дальше. Он не только делит мир на добро и зло, но и показывает, что даже зло никогда не бывает абсолютным. И Волк при всей его глупости и жадности, может, тем не менее, полюбить цыпленка Петю и заботиться о нем.
Во вторую очередь, искусство сегодня должно быть… модным. От этого никуда не деться: дети, насмотревшиеся динамичных мультиков в формате 3D, уже не усидят на растянутом во времени, вялом спектакле. Театры, между тем, только приступают к использованию мультимедийных технологий: некоторые подхватывают их быстро, другие предпочитают пока сохранять традиции. Но и те, и другие помнят о том, что дети – самые отзывчивые и благодарные зрители. У них еще нет представлений о том, каким должен быть спектакль, и они с радостью откликаются на любой эксперимент.
Актерам кукольного театра в смысле экспериментов повезло. Их искусство никогда не перестанет быть модным, потому что ожившие куклы, говорящий кукольный цыпленок Петя – это чудо само по себе. Тем более, даже в таком, казалось бы, простом спектакле, как «Золотой цыпленок», постановочная группа постаралась добавить максимум динамики, задействовала живой и кукольный планы, небольшие фокусы, которые так понравились малышам.
И, в-третьих, если говорить о театре вообще, то надо помнить, что он каждый день рождается заново. И даже тот спектакль, что идет на сцене годами, каждый раз должен звучать по-новому. А потому театр кукол необходим не только для воспитания у ребенка художественного вкуса, но в большей степени – в качестве благоприятной среды детства, среды счастливого обитания, где оно, детство, может играть, смеяться, двигаться и расти.
Чем больше такого искреннего праздника, что рождает театр кукол, - тем лучше!