Договариваясь о встрече, Светлана Бармина переживала, что не успеет принять нас у себя дома. Врачи ей советуют срочно ложиться в больницу, потому что – нервы и с сердцем плохо.
– Но вы обязательно должны посмотреть на это своими глазами! – говорила по телефону женщина. – Со слов-то не понять всего страха, с которым мы живем последние годы.
Хотя начиналось все совершенно не страшно, а даже позитивно. Около двух лет назад на улице Запольной развернулась большая стройка. За деревянными старыми домиками стали расти красивые кирпичные многоквартирные высотки. Хорошо! Все-таки – центр города, не век же ему коротать одноэтажным.
Вот и семья Барминых подвоха не сразу почувствовала. Поначалу стройка не предвещала ничего плохого – была в достаточном отдалении от деревянных домиков… Да и застройщики – сотрудники фирмы «СМП-280» – приободрили Светлану Игоревну и ее мужа Евгения. Предложили им вместо старого ветхого домика N 19 просторную квартиру – где-нибудь неподалеку.
– Конечно, мы обрадовались и согласились, хотя раньше и мыслей особых о переезде не было – сын ходит в соседнюю школу, поэтому наш дом нас вполне устраивал, – рассказывает Светлана Бармина.
Но раз уж выдалась такая оказия, Бармины решили, что грех отказываться. И поехали смотреть квартиру в новостройке – на улице 50 лет ВЛКСМ.
– Я еще наивная такая была – когда узнала, что квартира на верхнем этаже, сказала, что мне надо пониже – потому что я инвалид по сердцу, а вдруг лифт сломается, подняться не смогу, – продолжает собеседница. – Не подозревала тогда, что никто и ни на каком этаже нам, скорее всего, квартиру давать и не собирался.
После той экскурсионной поездки разговоры о новом жилье, и правда, поутихли. И Бармины подумали, что ладно – как раз лето на носу, его-то они в своем доме переживут, а там, глядишь, застройщик предложит вариант, который устроит обе стороны.
– И в ноябре 2011-го действительно этот разговор у нас с застройщиком возобновился: нам предложили на выбор квартиру в еще не достроенном доме, и квартиру в доме на привокзальной площади, – говорит Светлана Игоревна. – Первое предложение мы, конечно, принять не могли – никакой гарантии, что дом достроится к тому времени, когда нас попросят выезжать из своего жилья. Над вторым вариантом пообещали подумать…
А 23-го января того же года к Светлане Игоревне забежала соседка и сказала, что какие-то люди таскают дрова на участке, который находится за домом Барминых. Участок этот был поделен на двоих (как, собственно, и 19-й дом) – на одной половине стояли хозяйственные постройки двоюродного брата Евгения Бармина – Александра, а на другой – их собственные. Там же хранились дрова обеих семей.
Выяснилось, что таскали дрова Александра. А он и знать не знал, потому что живет, по большей части, не на Запольной, а в другом районе – в квартире.
– В декабре нас предупреждали, что эти хозяйственные постройки мешают строительству, – рассказывает Светлана Игоревна. – Но что мы могли сделать? На том участке у нас стоял туалет, не переносить же его в наш маленький дворик!
А самим переносить и не пришлось. Это услужливо сделали строители. Они переставили клозет с прежнего места почти к самому крыльцу 19-го дома.
– Позаботились о нас! – вздыхает Светлана Бармина – Выгребную яму-то где делать? У нас все-таки нет канализации, туалет скоро переполнится!
Для удобства справлять нужду жильцам соседнего 17-го дома муниципальная управляющая компания нашла замечательное решение: прямо у забора Барминых, всего метрах в четырех от их окон, установили общественный туалет.
И требования СанПиН 42-128-4690-88 о том, что «санитарные правила содержания территорий должны быть удалены от жилых зданий на расстояние не менее 20 и не более 100 метров», никому не указ. Другого места для уборных просто не осталось.
Вопрос о том, имеет ли семья Барминых реальные права на участок земли, на котором сейчас возводится второй корпус многоэтажки (вторая очередь строительства началась как раз этой зимой), остается открытым.
– Родители моего мужа получили эту землю больше 50 лет назад, понятно, что тогда никаких документов на нее не оформляли, – говорит собеседница. – Все так жили – просто пользовались землей, которую по определению считали своей… Позже мы, конечно, попытались ее приватизировать, но нам ответили, что в этом месте проходит красная линия, и нам эту землю никто не отдаст. Но и не отберет.
Получилось иначе. Теперь семья Барминых ютится в крошечном дворике, в котором не развернуться: здесь туалет, там сарай, чуть левее сложены дрова. Их, кстати, хватит всего на месяц. А зимние заготовки класть некуда.
… Что же с обещанной квартирой? В январе, когда застройщик начал активное движение на прилегающем ко двору Барминых участке (не только перенесли сараи и туалет, но и выкорчевали большую яблоню), Евгений дал согласие переехать в квартиру на привокзальной площади. Пришел в офис, подписал все договоры, стали ждать новоселья.
Но не тут-то было! Дело застопорилось, выяснилось, что договоры оформлены как-то неправильно, поэтому смысла в них никакого нет.
Да и застройщик вдруг спохватился, что надобности-то в участке, на котором стоит дом N 19, уже никакой нет. Стройке он не мешает, пусть живут дальше.
Примерно такая точка зрения изложена в объяснительной, которую сотрудники фирмы «СМП-280» предоставили в прокуратуру.
– В прокуратуру я написала, когда условия жизни стали совсем невыносимыми, – объясняет Бармина. – Стройка подобралась практически вплотную к нам, и стрела башенного крана нависла прямо над нашим двором. То есть, мы оказались совершенно незащищенными.
Именно так. Хлипкий заградительный забор, который установили строители, чувства защищенности не внушает. Мало того, что установлен он довольно близко к строящемуся дому (потому что тесно), так еще и куцый козырек не способен защитить от… падающих кирпичей (об этом мы писали в номере «ТК» за 22 сентября). Хозяйка дома показала нам пробоину в металлическом листе и осколки красных кирпичей, разбросанных по двору.
– Прокурорская проверка была у нас 7 июня, – вспоминает Светлана Игоревна. – Я еще порадовалась, что кран в этот момент работал и таскал кирпичи прямо над двором. Думаю, вот посмотрят проверяющие на все это и сразу поймут, какая ситуация у нас сложилась. Но их картинка не особенно впечатлила…
Нет, представители всех инстанций (в состав комиссии входили сотрудники районной прокуратуры, МЧС, Роспотребнадзора, главного управления строительства области, работники Калининской управы, полицейские) соответствующие выводы, конечно, сделали.
В частности, временно исполняющий обязанности государственного инспектора Калининского АО по пожарному надзору написал заключение, что согласно ст. 69 п. 10 таблицы 11 приложения к Федеральному закону от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ между хозпостройками частного дома и строящейся многоэтажкой должен быть противопожарный разрыв не менее 10 метров. На деле же – это метра три-четыре, если не меньше.
Прокуратура застройщика по голове тоже не погладила. За нарушение правил строительства обязала заплатить штраф.
Все эти бумаги, в которых написано, что застройщик не прав, хранятся у Светланы Игоревны в довольно объемной папочке. Только что толку? Кирпичи как маячили над головой, так и продолжают.
– Ах, да! После моих многочисленных обращений в контролирующие органы строители сделали заградительную сетку на уровне того этажа, который строится, – говорит Светлана Бармина. – Это наша небольшая победа.
Но слишком уж она блеклая на фоне больших проблем. Сейчас семья Барминых подала иск в суд. Однако первое заседание отложили – судья сказал, что надо провести экспертизу. По примерным подсчетам, она займет не меньше двух месяцев. Есть большой риск, что к тому времени стройка благополучно завершится, и застройщик разведет руками: кирпичи больше никому на голову не падают, поэтому и взятки с него гладки. О том, что пришлось пережить жителям улицы Запольной, уже никому будет не интересно.