Медиакарта
12:04 | 13 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Десант памяти над вечным покоем

В прошлую пятницу сотрудники многих организаций райцентра из числа добровольцев приняли участие в массовой уборке кладбища райцентра.

Конечно, это не то место, где поднимается настроение, где распевают песни и хохочут во всё горло, но все трудились дружно, весело и с огоньком, постоянно перекликаясь с соседними «бригадами». Да и недостатка в рабочих руках не было, хотя фронт работы организаторы обозначили достаточно большой.

В тот день, к сожалению, территория кладбища имела далеко не лучший вид. Но упрекать в этом сельскую администрацию было бы несправедливо. По мере сил и возможностей здесь убирают постоянно, из года в год спиливают старые деревья, прореживают кустарники… Однако справиться со всеми залежами мусора несколько человек просто физически не смогут, как бы они не старались.

Этот материал намеренно не подкреплён какими-либо фотографиями, которые бы наглядно «гарантировали» похвалу. Цель этой статьи несколько иная, где не нужны «живые» репортёрские кадры. Ведь даже засилье деревьев, кустарников и травы почти в человеческий рост, откуда трудно выбраться без ожогов крапивы, с гроздьями репейника на одежде – ничто, по сравнению с той проблемой, которую мы хотим донести до большинства тех, кто навещает своих близких, уснувших вечным сном...

Никто не спорит, последнее пристанище нуждается в заботе и уходе. Сюда приходят и просто так, чтобы поразмышлять или побыть в тишине. Однако вместо светлых и добрых чувств невольно появляются совсем другие: досада, огорчение, дискомфорт и даже злость… И всё дело в том, что люди, очищая «свои» могилы, устраивают целые завалы по соседству с другими захоронениями. Что характерно, обыкновенным, стихийным свалкам они уступают только по содержимому, а вот по масштабности – точно нет!

Сейчас, после «субботника», большая часть таких «курганов» ликвидирована, поэтому, пожалуйста, уважаемые односельчане, на будущее: не стаскивайте вновь мусор на эти «освобожденные» участки! Наглядный пример: женщина, которая неподалёку копошилась в оградке с памятниками, принесла «свой» мусор и высыпала его в общую кучу, которую мы убирали на её же глазах, затаривая в огромные мешки. При этом тётенька виновато и несколько смущённо улыбнулась:

-В последний раз…

Ну, а разве нельзя было, хотя бы из уважения к тем, кто «расчищает чужую память», пройти еще несколько метров и вывалить на тракторный прицеп?

Представьте, если с одной могилы в среднем набирается по два ведра мусора, то сколько же тогда накапливается в общих кучах?

Наверняка, у кого-то возникнет вполне разумный вопрос – куда же его девать? Существуют ли вообще для «культурной» кладбищенской уборки какие-либо условия? Вопрос справедливый, и мы его переадресовали заместителю главы сельской администрации Н.А. Егоровой:

-В настоящее время за ограждением кладбища на входе со стороны лесхоза и со стороны церкви стоят по два контейнера, которые освобождаются по мере их наполнения. Так что таковой проблемы на сегодняшний день – нет. Остаётся уповать на сознательность людей…

Мне, автору этих строк, трудно выразить словами в едином, стройном ключе то, что чувствовала, о чём думала, стоя на кладбищенской земле, вглядываясь в истёртые надписи на старых крестах, едва различая заросшие могильные бугорки. Душу умершего человека, его любовь и горе нельзя увидеть, нельзя прочитать на памятниках, в цветах, венках… Эту тайну бессильны передать поминальный плач и даже молитвы… Каждый холмик – чьи-то слёзы, горе, боль… Как бы то не было, поверхность последнего пристанища отражает жизненную глубину каждого человека. Может быть, стоит задуматься, что и наш прах, не дай Бог, тоже когда-то окажется под свалкой, ведь пока нет родовых усыпальниц…

Автор: Александра КРИСТОВИЦКАЯ