Медиакарта
3:13 | 29 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из мальчика-сироты вырос настоящий мастер

Как интересна, необычна и неповторима жизнь! Никто не знает - куда она повернёт в тот или иной момент. Только успевай, приспосабливайся к предложенным судьбой условиям. Некоторые плывут по течению, не задумываются ни о чём – будь, что будет! А кто-то, наоборот, старается переиграть судьбу и сам преподносит ей сюрпризы. Вот и сейчас я расскажу вам о человеке, который, как говорится, хватил лиха в своей жизни, но не пал духом, а напротив - всегда был на высоте, шагал рядом с фортуной, добился многого и повидал немало - это Леонид Григорьевич Власов.

Родился Лёня в 1933 году, в Тамбовской области, в деревеньке, что расположилась в сорока километрах от города Мичуринск. Когда мальчику исполнилось три года, умерла мама – у неё начались роды, а больница находилась в двенадцати километрах – не довезли. Отец сильно горевал, но жизнь берёт своё, и он еще раз женился.

-Ещё до начала Великой Отечественной войны вся наша семья перебралась в Казахстан. Не знаю, почему отец принял такое решение, - говорит мой герой, - "по линии партии" не мог, так как его отец - служитель церкви был арестован, правда, потом, - в 1956 году, реабилитирован. Ну, в общем, как бы то ни было, а место жительства сменили. В 1941 году папу призвали на фронт, откуда не вернулся. Дядя Андрей, сослуживец отца, рассказывал, что он погиб в танке во время переправы.

В 1942 родилась сестра Тамара, и мачеха увезла нас обратно на малую родину. Жилось трудно, но ничего – выжили. Потом, после войны, работал в колхозе – пахал, а вечерами-то любил побегать. Бригадир наказывал мачехе: «Поднимай Лёньку на работу». Она утром направляла еду и будила меня. А когда тётя, сестра отца, вышла замуж и переехала в город, я отправился следом. Выучился на каменщика, поработал один сезон. А так как жили-то в тесноте – пятеро в маленькой избушке, то решил определиться в железнодорожное училище, но туда принимали только с семилеткой, а у меня четыре класса образования. Куда деваться? Пошёл в горисполком, там нас, ходоков-сирот, набрали целую группу и увезли на Урал...

Год ребята проучились в ФЗО в Пермской области, потом их направили на работу в шахты.

-Когда клеть начала спуск - 500 метров под землю, - вспоминает Леонид Григорьевич, - у меня прямо всё зачесалось, страшновато стало. В забое, куда привёл мастер, копались люди, мигали тусклым светом фонарики. Нас поучили немного и выпустили на участки в самостоятельное «плавание» – четыре года отработал в шахте, потом призвали на службу в армию, я, как и отец, был танкистом, три года отслужил и вернулся обратно. В 1958 году женился на Нине, вскоре родился первенец - Виктор, потом ещё сын - Валера…

Труд шахтёра не из лёгких – это известно даже не сведущему человеку, но герой моего рассказа искренне любил своё дело и выполнял добросовестно. За смену, которая длилась шесть часов, нужно было выполнить план по добыче угля - сначала шесть тонн, потом восемь, двенадцать, а когда появились комбайны, то и все шестнадцать. Фото Леонида Григорьевича постоянно красовалось на Доске почёта. Из мальчика-сироты вырос настоящий мастер, он, как и многие люди той тяжёлой поры, выстоял, не сгинул в несущемся потоке бед. И всё бы хорошо, но однажды случилось непредвиденное…

-Лава была протяжённостью в сто метров, - продолжает рассказ шахтёр, - мы забрали цикл и стали переносить транспортёры, крепления... Также выбивали старые стойки - в это время всё и произошло - упала глыба, весом в четыре тонны. Я даже не понял, как оказался внизу, лежу, ничего не больно, только что-то холодно стало - у меня ноги под породу угадали. Нас тогда двоих привалило. Когда ребята подбежали и вытащили, увидел торчащие из ноги кости – сразу поплохело. Лечился в общей сложности десять месяцев, и снова на работу. Напарник тоже выздоровел. После этого происшествия стал подумывать о переезде. Помог случай - прочитал в местной газете «Уральская кочегарка» объявление о том, что требуются рабочие в совхоз «Красноорловский». Мы - четыре человека - съездили в штаб по переселению, потом прибыл представитель, всё нам рассказал и объяснил.

Вот так я оказался на Армизонской земле. Работал в строительной бригаде, возводили дома, в одном из них и живу. В Красноорлово родились ещё трое детей – Коля, Лена и Люда. Старшего - Виктора - увёз в Мичуринск, он устроился на завод токарем, женился и остался там. Валерий живёт здесь, дочери в Тюмени. Третий сын отслужил в танковых войсках, вернулся, создал семью и спустя некоторое время перебрался в Тюмень. Николай активно занимался спортом. Однажды во время игры в футбол у него навсегда остановилось сердце. Жена не видела смерти сына - её не стало в 1993 году, всего три месяца поболела, возили по врачам, но спасти не смогли...

Такие удары судьбы тяжело перенести, но Леонид Григорьевич справился, хотя раны на сердце от потери близких, глубоки. Мой собеседник - сильный человек, никогда не пасовал перед трудностями и сейчас, несмотря на свои 79 лет, выглядит просто отлично. Хлопоты по хозяйству, а их в деревенском быту хватает, для него не в тягость.

Автор: Галина СИЗИКОВА