Медиакарта
22:49 | 4 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Он выстрадал, выжил и победил

Он выстрадал, выжил и победил
15:31 | 27 сентября 2012
Источник: Слава труду


Год за годом всё дальше отдаляют нас от той страшной даты, которая разделила жизнь большинства человечества на две половинки. До и после. С каждым днём остаётся меньше тех людей, которые могут сказать: «Мы пережили войну!» Ну, а тех, кто видел её через прицел винтовки, в нашем районе осталось совсем мало.


Николай Калистратович Пивоваров родился и провёл довоенное детство в деревне Катайка, исчезнувшей с карты района около пятидесяти лет назад, отсюда же 12 февраля 1942 года ушёл на фронт.

В семье Калистрата Андреевича и Агрофены Андреевны было девять детей, Николай родился 22 сентября 1924 года шестым, так что в минувшую субботу отметил свой 88-й день рождения. Четыре класса он успешно окончил в Смородиновской школе, семилетку – в Кармацкой и среднюю – в Аромашево. Способный и трудолюбивый юноша мечтал продолжить обучение в институте, но помешала война.

Без веселья, но запомнившееся детство проходило как у всех деревенских ребятишек того времени. Пропалывали от сорняков хлебные поля, помогали в заготовке сена, дёргали лён и, в кровь раздирая руки, рвали коноплю.

К последней культуре у представителей старшего поколения особое, трепетное отношение. Вот и сегодняшний мой собеседник с ностальгией рассказывает о её достоинствах.

– Я не знаю, кому бы такой, соломенный, памятник поставить за то, что её уничтожили. Какое великолепное масло из неё делали. Заменили её рапсом, а что это такое против конопли? Раньше Россия поставляла парусную ткань на весь мир! А ведь основу её составляла именно конопля, но мне сейчас это не главное, кажется, ничего бы не пожалел, чтобы ещё раз попробовать того, настоящего масла, – говорит Николай Калистратович с мечтательным выражением лица, подробно вспоминая всю технологию производства этого продукта.

– Мы с отцом ездили бить его в Смородиновку, своей маслобойки в Катайке не имелось, и заготавливали на зиму почти две фляги, спасало оно нас в голодные годы, семья большая была. До прихода на пост Генерального секретаря Хрущёва у нас был разрешён огород 75 соток. Всё на нём умещалось. Садили картошку, сеяли коноплю, лён. Находилось место и для табака отцу, который мне постоянно приходилось рубить, но сам я курил только на фронте, потом бросил.

Военные дороги для Николая Калистратовича начались в 17 лет, когда он стал курсантом первого Омского военно-пехотного училища, через год в звании младшего лейтенанта воевал уже под Москвой. В качестве командира взвода полковой разведки, а в дальнейшем командира стрелковой роты прошёл Белоруссию, участвовал в операции «Багратион», за что был награждён орденом Боевого Красного Знамени, дальше была Пруссия, форсировал Вислу. Неоднократно приходилось ползать во вражеский тыл, приводить языков.

Не щадила война сибиряка. Однажды его крепко посекли осколки разорвавшейся рядом мины. Не все вонзившиеся тогда кусочки металла удалось выковырять из его тела полевым военным хирургам, но через полтора месяца молодой командир снова был в строю. Второе серьёзное ранение он получил в Польше. Перед самой победой пуля пробила ему правое лёгкое, и долгожданный День Победы Николай встретил в госпитале.

До сих пор эти воспоминания нелегко даются участнику Великой Отечественной войны. Жизнь впроголодь, короткая дрёма в окопах без тёплой одежды, потеря друзей. Но ко всем лишениям примешивалось чувство радости – мы наступали!

После долечивания в подмосковном госпитале Николай Калистратович вернулся в родную Катайку. Встречала его мама, сёстры, брат, друзья. Отец, к сожалению, умер, чуть-чуть не дождавшись возвращения сына.

Встреча с родными была короткой. Николай решил осуществить свою мечту о получении высшего образования и поступил в Иркутский горно-металлургический институт. Как сейчас вспоминает мой собеседник, профессию эту он выбрал не из-за большой любви к металлургии, потому что знал о ней только из книжек. На этом факультете платили самую большую стипендию – 600 рублей! В колхозе таких денег в те времена не видывали. Но, как оказалось, в выборе не ошибся. Это было его дело. После окончания института молодой специалист пришёл работать мастером на крупнейший в мире Балхашский горно-металлургический комбинат. Последние 15 лет из сорока работал в должности заместителя генерального директора. Под его началом трудились 16,5 тысяч человек. Огромная ответственность, постоянные командировки расслабляться не позволяли. За годы работы заместителем ему пришлось побывать почти во всех крупных и не очень городах Советского Союза. Как металлург, внёс весомый вклад в восстановление народного хозяйства страны. Его труд отмечен множеством наград, среди которых ордена, медали, почётные грамоты.

После возвращения в 1997 году Николая Калистратовича с супругой на историческую родину его избрали членом районного Совета ветеранов, где он двенадцать лет возглавлял социально-бытовую комиссию. До сих пор очевидец страшной трагедии встречается со школьниками на уроках мужества, с молодёжью в Доме культуры, учит патриотизму и жизненным ценностям.

Николай Калистратович с супругой Еленой Никитичной воспитали двух сыновей, к сожалению, одного из них уже нет в живых. У них две внучки и трое правнуков. Все они частые гости в их доме. А когда остаются одни, то время им скоротать помогают 15 кошек, среди которых почти половина – бывшие бездомные.

Фото автора.

Автор: Сергей СТЕПАНЮК