Подпрыгивая на ходулях, шут в ярком трико бежит, унося с собой необычного вида волынку. За ним несется менестрель, лишившийся инструмента…
Не знаю, случалось ли подобное в средневековой Европе, но на выходных в лесопарке «Затюменском» эту картину мог наблюдать любой. Некоторые тюменцы тоже «пострадали от зловредного шута», так и норовившего выхватить из рук зазевавшегося гостя какую-нибудь мелочь, вроде авторучки или купленного в ближайшей палатке пирожка. Но актеры театра анимации «Альтер-Эго» старались ролью ярморочных балагуров не злоупотреблять, и вещи всегда возвращались к законным владельцам.
… Первый тюменский фестиваль «Pax et Bellum» (переводится с латыни как «Война и мир») обещал стать самым грандиозным событием уходящей осени. Масштаб оказался преувеличен, но это никак не отразилось на удовольствии зрителей. Полянка за центром зимних видов спорта Тюменского госуниверситета превратилась в живой кусочек Шервудского леса.
– На то и был расчет, – говорит один из организаторов, доцент кафедры археологии, истории древнего мира и средних веков Дмитрий Гоголев. – Пусть финансирование подкачало и размаха не получилось, зато мы добились главного – историчности.
По словам Гоголева, проводимые в Тюмени околоисторические фестивали вроде «Ледового побоища» или «Огненных верст» нацелены на массовые и красочные сражения. А «Войну и мир» делали в жанре живой истории, с упором на правдоподобность происходящего. Непосредственные участники фестиваля почти на неделю отказались от благ современной цивилизации. Приветом из XXI века служили лишь влажные салфетки и туалетная бумага – то, без чего совсем не обойтись.
Палаточный лагерь, в котором жили реконструкторы, поднялся благодаря усилиям историков из института гуманитарных наук ТюмГУ: студентов и преподавателей. На его территории все было по-настоящему: только натуральные ткани и материалы, каждый предмет создан вручную по образцам археологических находок и мотивам старинных гравюр.
– Вот это стул… на нем сидят, – шутит Елена Зайц из красноярского клуба реконструкторов «Северная башня», показывая на грубо сколоченную лавку, покрытую шкурами. – Когда по утрам выпадает роса, на теплом меху гораздо комфортнее.
Елена одета как знатная горожанка из какого-нибудь германского городка XV века. Квадратная зеленая шапочка заставляет ее держать голову высоко поднятой, а спину – прямой. Подол длинной юбки из шерсти девушка заткнула за кожаный пояс – чтобы не мешал ходить.
Кухня для участников фестиваля – место общего сбора. Здесь находится большая часть утвари: свечи, кружки и миски, ножи и ложки, травы и продукты… Женщины целый день что-то готовят, а мужчинам просто нравится быть поближе к потенциальному обеду.
В центре лагеря - сколоченный из досок короб, полностью засыпанный песком. Это насыпная кухня. Она позволяет не портить лесную подстилку следами от кострища. Шатры, расположенные полукругом, воссоздают быт городского ополчения во время походов.
– А что поделать! В Тюмени нет замков, как в Европе. Приходится импровизировать, – улыбается Елена. И продолжает экскурсию. Внутри шатров все по канонам: на землю постелена солома, поверх которой накинуты войлочные лежаки.
– Накрываться можно суконными одеялами или теми же шкурами, – говорит моя проводница и… непроизвольно ойкает. Из складок одеяла высовываются острая мордочка и белая шкурка, явно не предназначенная для укрывания.
– Ее зовут Гвиневра, – знакомит нас появившаяся рядом хозяйка хорька Юлия. – Раньше этих зверей держали как домашних питомцев богатые горожанки. На картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» на самом деле изображен хорек-альбинос – такой, как моя Гвиня…
Даже пища, которую всю неделю ели реконструкторы, была приготовлена по рецептам из поваренной книги, переведенной со старофранцузского языка. Нужно признаться, выглядела она аппетитнее, чем то, что подается в иных ресторанов.
– На обед - мясо по-бургундски, а также яичный суп с молоком и тертым сыром, – рассказывает повар лагеря Анна Макарова. А сама слоями выкладывает в котел мясо, посыпает его петрушкой, заливает вином… На эту «средневековую картину» можно любоваться долго, пока слюнки не потекут.
– Поваренная книга, по которой мы готовим, была сочинена в XIII веке, – говорит девушка. – И сохранилась до наших дней только потому, что ее несколько раз переписывали. Просто каждый следующий повар, решивший написать сборник кулинарных рецептов, не начинал работу с нуля, а дополнял существующее издание.
… И все же без боев на фестивале не обошлось. Хотя шуты постоянно приглашали гостей поиграть в старинные игры, а музыканты из фолк-группы «Gilead» с успехом заменяли менестрелей, зрителям хотелось динамики. Так что ближе к обеду на сколоченном из толстых досок ристалище появились первые рыцари. За победу в турнире «один на один» боролись воины из тюменского клуба «Франкфурт» и красноярской «Северной башни».
Ребятам в котах с изображением орла удалось одержать всего одну, самую первую победу, после чего удача улыбалась исключительно гостям. Бойцу из Красноярска не помешало стать абсолютным чемпионом даже то, что в одной из схваток его меч переломился. Зато в массовых боях (так называемых бугуртах) тюменцы отыгрались. Клуб «Бамберг» одержал победу над «Северной башней», у которой оказалось двое травмированных –выбитое плечо и сломанный нос. Однако гости даже не подумали обижаться на хозяев – такой боевой опыт пригодится им в будущем.
... На второй день фестиваля гостей уже не ждали, но организаторы обещали, что постараются дарить тюменцам кусочек живой истории каждый год. Конечно, если горожане остались довольны. Сомнения историков понятны: были и заминки со временем, и проблемы с аппаратурой.
Но я давно не видела на фестивалях в Тюмени столько улыбающихся лиц. Сложно сказать, как на строго историческом мероприятии получилась столь душевная атмосфера… И снова окунуться в нее, снова, пусть ненадолго, побывать в Средневековье, тюменцы непременно захотят.