Медиакарта
4:27 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Большая очередь из ничего

23:20 | 03 октября 2012

В коридорах отдела оформления заграничных паспортов УФМС России по Тюменской области сейчас непривычно тихо. Никто не ругается, не толкается, не берет двери кабинетов приступом. Небольшие мирные очереди из нескольких человек – не в счет. Благодать! Но не для всех. Есть люди, которых это затишье совсем не радует. Если нет огромных очередей, то им сложнее найти работу. – Юридически привлечь их к ответственности невозможно, – говорит заместитель начальника отдела оформления загранпаспортов Анжела Чипак. – Тем не менее, они дают людям ложную информацию, за счет чего зарабатывают деньги. А это тоже своего рода мошенничество. Они – это те, кто каждый день, и в дождь, и в снег, дежурит на парковке перед зданием N 63/1 по улице 50 лет Октября. Среди прочего (оформить страховку на автомобиль, распечатать документы, заполнить бланки) «дежурные» предлагают потенциальным клиентам избавить их от тягот коридорной толчеи. За энную сумму, понятное дело. – Когда сезон, и поток посетителей у нас увеличивается (бывает это обычно весной и летом – М. С.), частным предпринимателям и фирмам, предлагающим сомнительные услуги, легче промышлять своим не совсем честным делом, – рассказывает Анжела Борисовна. – Потому что многие люди готовы заплатить кому угодно, только бы самим не пришлось пережидать очередь. Нет, сотрудникам УФМС не жалко, если кто-то кого-то «любезно» подменит в очереди. В конце концов, каждый вправе распоряжаться своими деньгами сам – за какие услуги он ими расплачивается, исключительно его личное дело. Загвоздка в том, что никакой гарантии услужливые частники никому не дают. – Один человек, например, может занять очередь сразу на пятерых, – говорит Анжела Чипак. – Вот и представьте: за ним собираются люди, которые видят перед собой только одного человека, а тут раз – и к нему присоединяется еще несколько. Мало кому это понравится. У всех же – время и свои планы. Поэтому нередки случаи, когда разгневанная очередь оттесняет от двери предприимчивых посетителей, явившихся «на все готовенькое». А что статист, который держал им место? Ну, не будет же он драться за своих клиентов. Ему проще удалиться под шумок. Ищи-свищи его потом по многочисленным «газелям», в которых базируются «офисы» таких предпринимателей. Хотя там их и искать-то никто не будет. Обманутые посетители уверены – надул их ни кто иной, как сотрудник УФМС. – В большинстве своем люди убеждены, что подобные услуги предоставляет наше ведомство – официально, поэтому со всеми претензиями приходят именно к нам, – разводит руками Анжела Чипак. И вспоминает случаи, когда посетители заходили в их кабинет со словами: «Я – от Маши (Саши, Миши, Кати…). Что значит, у вас такие не работают?» На поверку выяснялось, что Маша – это сотрудница некой туристической фирмы, которая клятвенно заверяла клиента, что «имеет хорошие знакомства в УФМС и может оформить загранпаспорт буквально за несколько дней – без всякой волокиты». – На самом же деле такие турагентства просто создают для своего клиента личный кабинет на сайте госуслуг и подают через него заявку нам. Точно так же, как это мог бы сделать и сам клиент, – объясняет Анжела Борисовна. – Однако менеджеры запугивают людей тем, что все это – очень сложно, и те с облегчением перепоручают «нелегкое» дело «профессионалам». А вместе с тем открывают им доступ к своим личным данным, чего делать ни в коем случае нельзя. Логин и пароль от личного кабинета должен знать только его непосредственный пользователь! В противном случае, он не сможет получить извещение о том, какой инспектор, в какой день и в какое время будет его ожидать в отделе оформления загранпаспортов. Вот и получается, что посетители приходят в отдел наугад, не зная, какие документы надо с собой принести. Приходится возвращать их обратно. А это не только потраченные впустую деньги – за медвежью услугу, но и украденное время. – Если даже человек не умеет пользоваться Интернетом, то рядом наверняка есть те, кто может ему помочь: друзья, дети, внуки, – говорит Анжела Чипак. – Не стоит доверяться незнакомцам и рисковать! Если уж совсем нет возможности отправить нам заявку в электронном виде, то в информационном окне нашего отдела всегда подскажут, какие документы и в каком порядке необходимо подавать. В том же окошке и талончик на прием к специалисту выдадут – на этот же день. Напоминает Анжела Чипак и о том, что чудес, увы, не бывает. И получить загранпаспорт за два дня, как это обещают в объявлениях, невозможно даже за очень большие деньги. Если, конечно, на то нет веских причин, предусмотренных законом: документально заверенной необходимости срочного лечения за границей или телеграфного сообщения из-за границы, подтверждающего факт тяжелого заболевания или смерти близкого родственника или супруга. А такого – не дай Бог! Лучше заранее озаботиться заменой или получением загранпаспорта и переждать положенные тридцать дней. И не поддаваться на провокации сомнительных помощников. Не исключено, что сейчас, когда в коридорах отдела оформления загранпаспортов нет очередей, они караулят потенциальных жертв прямо на крыльце и с округлившимися глазами сообщают им, что наверху «не протолкнуться». Так что не будет лишним подняться наверх самому и перепроверить информацию.

Автор: Мария Самаркина