Уважаемые читатели! Накануне большого праздника, - День учителя совет ветеранов педагогического труда решил рассказать о ветеранах, которые внесли определенный вклад в образовательный процесс России, Тюменской области и Абатского района.
Хочется рассказать о династии учителей Пантелеевых. В целом они отдали этому нелегкому, но благородному труду более 324 лет. Были активными участниками создания новой жизни, организаторами просветительской деятельности, не ограничивались учебной деятельностью, вели большую общественную работу с населением, за что получали высокие звания и правительственные награды. Люди старшего поколения в Абатском помнят и знают их: кто-то с ними работал, кто-то учился у них.
Итак, династию представляют педагоги: Соколов Александр Николаевич (1853-1913 гг.) – основатель династии, учредитель и директор гимназии, учитель математики, педстаж – 38 лет; Соколов Александр Александрович (1887-1973 гг.) – учитель математики, директор гимназии, гл. бухгалтер Абатской средней школы, педстаж – 26 лет; Соколова Нина Александровна (1879-1964 гг.) – учитель предметник, награждена орденом Ленина, Заслуженный учитель РСФСР, педстаж – 42 года; Вавилова (Соколова, Пантелеева) Елизавета Александровна (1912-1988 гг.) – учитель Абатской средней школы, заведующая Абатским РОНО, награждена двумя орденами «Знак почета», Заслуженный учитель РСФСР, педстаж – 50 лет; Першина (Соколова) Зинаида Александровна (1924-1985 гг.) – учитель начальных классов Абатской средней школы, педстаж – 35 лет;
Пантелеев Юрий Михайлович (1934 г.р.) – учитель Абатской средней школы, преподаватель Абатского ПТУ-47, педстаж - 22 года; Семенов Владимир Иосифович (1950 г.р.) – доктор физико-математических наук, преподаватель университета, педстаж – 36 лет; Вавилов Борис Алексеевич (1951г.р.) – преподаватель географии, педстаж – 20 лет; Вавилов Сергей Алексеевич (1951 г.р.) – преподаватель географии, педстаж – 35 лет.
Владелец частной гимназии
Александр Соколов после окончания уездного училища в г. Визинге поступает в первый класс губернской гимназии. Учился он старательно: к добросовестности и трудолюбию в семье приучали с малых лет. В первых же классах проявились способности мальчика, на него обратили внимание учителя. Неудивительно, что математика и физика вскоре стали его любимыми предметами. Учился Соколов лучше всех в классе. За успехи в учебе был удостоен первых наград – похвального листа почти в каждом классе. Вне стен гимназии Александру чаще всего приходилось встречаться с людьми, которых не баловала судьба. Жизнь лесорубов, рыбаков, ремесленников, грузчиков каждый день была перед его глазами, чаяния и нужды простых людей были близки и понятны юноше, он рано прочувствовал, принял близко к сердцу судьбы обездоленных.
Вот и гимназия за спиной, а впереди открытая дорога к иной, новой жизни. Одного хотелось – учиться. И на вопрос отца: чем будет заниматься после гимназии, куда направит свои знания и способности, ответил ясно: в учительский императорский институт города Усть-Сысольска (с 1930 года г. Сыктывкар, пристань на р. Сысола – столица Коми АССР). Средства на обучение в семье были, так как семья Соколовых имела несколько торговых лавок и они давали хороший доход.
И вот абитуриент допущен к вступительным экзаменам. Проверяются знания по тем же предметам, которые он сдавал всего лишь два месяца назад. Приемная комиссия экзамен принимает строго, и все-таки у него средний балл – четыре и его зачисляют на физико-математический факультет, который через 4 года он успешно заканчивает. Хочется одного: стать учителем. Между тем, таких вакансий было мало, и устраиваться будет трудно. На семейном совете решено было открыть частную гимназию.
Получено разрешение от губернатора, подготовлены все необходимые документы на открытие, родители выделили средства и помогли со строительством здания. И в 1875 году А. Соколов в возрасте 22 лет становится учредителем и директором частной гимназии в г. Усть-Сысольск, одновременно преподает математику и физику. Прожил А. Соколов 60 лет, из них 38 лет был бессменным директором своей собственной гимназии. Был замечательным мужем и отцом, воспитал пятерых детей. Сын Александр и дочь Нина продолжили работу отца. Нина Александровна Соколова отдала этому ремеслу 50 лет, за свой труд она награждена орденом Ленина, имела звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Полностью отдавалась только работе, не имея ни семьи, ни детей.
Учитель-
интеллигент
Александр Александрович Соколов закончил гимназию и учительский императорский институт в Усть-Сысольске. Работать начал в частной гимназии отца учителем математики. После смерти отца в 1913 г. стал заведующим гимназии и работал там вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Новая власть отменила частную собственность на учебные учреждения. Гимназия перешла в ведение советской власти.
Александра Александровича оставили в гимназии преподавателем, так как он поддерживал и признал Советы. Изменились условия жизни, появились новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Многому пришлось учиться, чтобы в новой семье выработать новые приемы работы в советской школе. На его долю выпало много испытаний: революция, гражданская война, годы репрессий, Великая Отечественная война, - через все это он пронес высокое гражданское качество, чувство любви и преданности Родине и учительскому труду.
В 1936 г. у А. Соколова умирает жена Екатерина, на его попечении в семье остались пять дочерей. Возникло много проблем с воспитанием и образованием, трое впоследствии пошли по медицинской части, самая старшая Мария (1910 г.) стала хирургом, участница ВОв, заслуженный врач РСФСР и проживала в г. Ижевске, а две сестры пошли по стопам отца – выбрав нелегкий труд педагога, работали в Абатской средней школе.
После войны Александр Александрович переезжает в Абатский к дочерям и устраивается на работу в Абатскую среднюю школу, ему предложили должность главного бухгалтера, так как места преподавателей математики и физики были заняты. Это был интеллигент в самом высоком смысле слова, имел он высокую культуру, пользовался уважением среди учителей школы и населения села, при встрече знакомых он всегда остановится, поклонится и приподнимет головной убор. Отличался он большой работоспособностью, порой огонь в лампе горел до самого утра. Кроме работы в школе его часто просили делать ревизии в подведомственных организациях Райпотребсоюза и Райфо.
Частенько в выходные дни к нему в гости приходили друзья: директор школы Ф.Г. Иванов, завуч Я.Н. Половников, учитель физики Н.В. Водников и просиживали до утра, играя в шахматы или преферанс. Они любили петь военные и революционные песни, за беседой обсуждали учебные и хозяйственные дела, решали, как и какую помощь оказать молодым и одиноким учителям, у которых мужья погибли на войне, особенно в заготовке и вывозке дров. У него была богатая личная библиотека, и сюда часто приходили молодые и брали книги для подготовки занятий и тематических диспутов и вечеров. Его часто просили выступить перед учащимися с рассказом о том, какие гимназии были в царской России и что они давали народу. Никому и никогда он ни в чем не отказывал. Такой уж он был человек.
Ордена за
образование
Она всегда стремилась донести до своих учеников то добро, что делает человека человеком, стремилась раскрыть своим ученикам прекрасный мир знаний, приобщить их к творческому поиску. Таким педагогом была Елизавета Александровна Пантелеева.
Получив педагогическое образование в начале 30-х годов прошлого века, после окончания Свердловского педучилища, а затем заочно учительского института в этом же городе по направлению приехала в Абатский район. Педагогическую деятельность начала заведующей Боковской, затем Ереминской начальной школы. В 1935 году ее переводят завучем Абатской средней школы. Как очень энергичный, грамотный, принципиальный человек, она с энтузиазмом принимается за дело. Очень строго подходила к методике ведения урока, качеству и глубине знаний, учила учащихся ответственности и добру. Все ее начинания поддерживал опытный педагог-наставник Ф.Г. Иванов.
За высокие показатели в работе в 1939 году Елизавету Александровну награждают орденом «Знак почета». Орден вручал всесоюзный староста М.И. Калинин. Ей удалось увидеть И.В. Сталина, когда он проходил по территории Кремля. По возвращении из Москвы награжденную встречало все село Абатское. На митинге она рассказала, как проходило награждение, какие встречи проводили члены правительства. Население слушало, затаив дыхание.
Когда началась Великая Отечественная война, мужское население было призвано на защиту Родины, и на всех участках работы мужчин заменили женщины. После призыва на фронт заведующего РОНО райисполком рекомендовал на эту должность Е.А. Пантелееву, в характеристике из школы было отмечено: «Неутомимый энтузиаст педагогического труда, прекрасный организатор ученического коллектива, обладает богатым педагогическим опытом и знанием методик преподавания…». С 1941 по 1948 год Е.А. Пантелеева работает заведующей РОНО Абатского райисполкома.
- Это были трудные годы, - вспоминает ее сын Юрий Михайлович. – Мы с младшей сестрой Светланой (1940г.) редко видели ее дома: постоянные командировки по школам района, а школы были в каждой деревне.
Все председатели колхозов знали ее, иначе и быть не могло, потому что ремонт школ во многом зависел от руководства колхоза. Необходимо было заготовить дрова на зиму, чтобы в школе было тепло. Кроме того, в район были эвакуированы дети из Ленинграда, организуют четыре детских дома на базе школ в с.с. Конево, Ощепково, Тушнолобово, Ст. Маслянка. По-матерински всегда относилась к детям, именно на ее плечи легли проблемы устройства, организации учебного процесса. Благодаря ей эвакуированные дети были окружены теплом и заботой, вниманием тех, кому пришлось с ними работать.
Неутомимая, энергичная, требовательная, она заботливо руководила образовательными школами района. Кроме своей непосредственной работы по школам часто приходилось организовывать работу на молотьбу хлеба в ночную смену, она была активной участницей и заводилой, поручали акции на подписку денежных займов среди населения деревень.
- Было тяжело смотреть на это, денег на трудодни колхозникам не платили, своего скота было мало, слезы стояли в глазах у людей, и все-таки мать умела убеждать крестьян, был девиз: «Все для фронта – все для победы», - рассказывал Ю.М. Пантелеев.
После окончания ВОв ее награждают медалью «За трудовую доблесть в ВОв». Муж М.В. Пантелеев на фронте был пулеметчиком и в одном из боев погиб.
После войны судьба сводит ее с уважаемым человеком - судьей района А.С. Вавиловым, она выходит замуж. И в 1948 году его по партийной линии переводят на Север председателем лагерного суда в г. Салехард, а Елизавета Александровна возглавляет школу на станции Обская и ведет курс истории, затем ее переводят заведующей горРОНО г. Салехарда. Широта знаний, неутомимая работоспособность, выдающийся организаторский талант, высокое чувство ответственности за порученное дело, неустанный поиск новых решений педагогических задач, тщательный подбор кадров всех уровней – отличительные черты Елизаветы Александровны как руководителя.
За годы работы на Севере ее награждают вторым орденом «Знак почета» и присваювают звание «Заслуженный учитель РСФСР». После выхода на пенсию Е.А. Вавилова переехала в Тюмень, но сидеть без дела не могла. Ветераны труда, коммунисты избрали ее секретарем партийной организации Калининского района.
Летом во время своих отпусков она приезжала в Абатский к сестре З.А. Першиной и сыну Ю.М. Пантелееву, приходили на вечер встречи ее близкие друзья – учителя, работавшие с ней. Абатский для нее был родным селом, где она сформировалась как учитель-педагог. Свой педагогический талант она передала своим сыновьям Юрию Пантелееву и Борису и Сергею Вавиловым (сыновьям от второго брака), закончившим Тюменский государственный университет и отработавшим не один десяток лет учителями. 6 сентября Е.А. Вавиловой (Соколовой, Пантелеевой) исполнилось бы 100 лет и 50 из них отданы делу образования.
Першина (Соколова) Зинаида Александровна была младшей в семье и перед войной проживала в Абатском в семье сестры Е.А. Пантелеевой и училась в Абатской средней школе. Учеба давалась легко, по всем предметам имела хорошие и отличные оценки. В 1943 г., заканчивая 10 класс, экстерном сдавая последний экзамен, добровольцем уходит на фронт. В г. Омске заканчивает курсы медсестер, попадает в действующую армию на Белорусский фронт. С боями освобождали города и села западной части нашей Родины, она медсестра полевых госпиталей.
День Победы над фашистской Германией встречает в Восточной Пруссии в г. Кенинсберге (сейчас г. Калининград) лейтенант медицинской службы З.А. Соколова. Но война для нее на этом не закончилась. Началась война с Японией, она прошла с боями всю Манчжурию. В конце сентября - демобилизация и возвращение домой в Абатский.
На груди у Зинаиды Александровны множество наград. Встреча с родными, одноклассниками длилась недолго, нужно было определяться с профессией, работой, семьей. Сестра Елизавета Александровна уговорила, что нужно продолжить династию учителей семьи, и Зинаида Александровна идет работать в Абатскую среднюю школу учителем начальных классов, заочно поступает в Ишимский педтехникум.
Идет демобилизация, с фронта возвращаются победители. Вернулся и одноклассник Сергей Першин, который и стал ее мужем. Наиболее подробно о боевом пути З.А. Соколовой написано в книге «Гордость земли абатской» А. Везель. Проработала в Абатской средней школе учителем начальных классов 35 лет, доброжелательная и увлеченная процессом формирования личности через познание действительности, она являлась эталоном учителя, настойчиво воспитывала у детей познавательный интерес, формировала личность, способную преодолевать трудности, уметь радоваться своему успеху.
Зинаида Александровна успешно сочетала различные приемы и методы работы, что обеспечивало хороший результат труда, так как дети старались выполнить все предлагаемое ею. Много внимания она уделяла работе с родителями, проводила индивидуальные беседы, тематические собрания, совместно готовили праздничные утренники, просмотры диафильмов.
Такое постоянное сотрудничество учителя, родителей и детей способствовало формированию активной личности, помогало родителям быть друзьями своим детям, любить их и быть любимыми.
Зинаида Александровна была очень авторитетна, уважение и доверие к ней были безграничны. Она никогда и ничего не требовала, несмотря на все свои заслуги. Рано ушла из жизни, ей был только 61 год. Воспитала двух дочерей, обеим дала высшее образование. Валентина закончила Тюменский индустриальный институт, направление получила в г. Омск. Татьяна закончила Ижевский мединститут, в настоящее время работает врачом в г. Калининграде. Муж - ее одноклассник Владимир Семенов, уроженец с. Болдырево, окончил Новосибирский университет, доктор физико-математических наук, преподает в Калининградском университете. Продолжил династию педагогов, так как его мать А.М. Семенова работала учителем начальных классов в с. Болдырево более 10 лет. Династию учителей Семеновых (Першиных) продолжил сын В.И. Семенова – Андрей Владимирович Семенов – кандидат физико-математических наук, работает программистом в Новосибирском университете (Академгородке).
Пантелеев Юрий Михайлович родился в 1934 году в Абатском. Окончил Кировский сельскохозяйственный институт, отделение агрономии в 1957 г. и Ишимский техникум механизации и электрофикации, отделение механизации в 1963 году. Юрий Михайлович начинает трудовую деятельность в управлении сельского хозяйства Абатского райисполкома в должности инженера по новой технике. В начале шестидесятых годов выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении дела подготовки механизаторских кадров для сельского хозяйства и введение в общеобразовательных школах производственного обучения».
Решением партийно-советских органов Юрий Михайлович рекомендован в Абатскую среднюю школу учителем производственных дисциплин в старших классах.
Было очень тяжело, надо было много готовиться, изучать методическую литературу.
Дать урок – большое искусство, на каждый предмет ежедневно нужно писать поурочные планы. Поддерживали и помогали в работе его бывшие учителя Я.Н. Половников, Е.В. Филиппова, В.М. Десятова, заведующая методкабинетом РОНО А.М. Костецкая и его тетя Зинаида Александровна Першина.
Для организации производственного обучения школе был выделен земельный участок 25 га для посева зерновых культур и картофеля, передан бобыльский фруктово-ягодный сад, совхоз «Абатский» передал изношенные гусеничный и колесный трактора. Старшие классы отрабатывали практику, получали практические навыки работы на технике. В Бобыльске на берегу реки Ишим был организован лагерь труда и отдыха. Работали с 8 до 14 часов, после с учащимися занимались классные руководители художественной самодеятельностью под руководством музыкального руководителя А.П. Белоголова. Вечером игры на музыкальных инструментах, пение под гитару и баян, танцы.
На торжественное открытие и закрытие лагеря приглашались администрация школы, РОНО, управление сельского хозяйства, а руководил этим лагерем Юрий Михайлович. По окончании средней школы учащиеся вместе с аттестатами зрелости получали удостоверение механизатора. Так или иначе введение производственного обучения в школах не оправдало себя, нужно было специализированное учебное заведение по подготовке сельских кадров и в 1971 году открывается в Абатском сельское профессионально-техническое училище (сейчас ПУ-47).
С первых дней образования Юрий Михайлович работает в нем и продолжает работу в школе до конца учебного года. Под СПТУ-11 район выделил пустующее здание старой церкви. Его сами преподаватели, мастера производственного обучения ремонтировали, готовили классы и лаборатории. И 11 сентября 1971 года учащиеся сели за парты, было набрано 2 группы по 30 человек, срок обучения 1 год, преподавали только спецпредметы по профессии «Тракторист 3 класса». Преподавали директор Д.И. Симонов - организацию сельхозпроизводства, заместитель по УПР А.Г. Сериков - агрономию, А.Н. Володин вел воспитательную работу с учащимися, Н.М. Пушкарев – физическое воспитание, Ю.М. Пантелеев – четыре спецпредмета (тракторы, с/машины, зерновые комбайны, технику безопасности и начальную военную подготовку). Кроме того, СПТУ-11 были переданы два филиала в с. Сладково и с. Викулово.
Ю.М. Пантелеев, имеющий опыт работы преподавания спецпредметов, возглавил методическую секцию преподавателей и профсоюзный комитет. Училище росло и пополнялось кадрами. Он много внимания уделял работе с преподавателями и мастерами, оказывал помощь в подготовке открытых уроков, систематически контролировал учебный процесс, был требователен к себе и курсантам училища, незаменимый специалист, справедливый, отзывчивый и принципиальный педагог, он пользуется всеобщим уважением коллег и учащихся. Так прошло пять лет и в 1976 году училище стало средним, пришли преподаватели общеобразовательных дисциплин, срок учебы увеличился до трех лет. Стали выдавать аттестат зрелости с документами по профессии. Юрий Михайлович начал преподавать новый предмет зерновые комбайны. В новой учебной лаборатории стоял самый новый из последних достижений науки и техники отечественный действующий комбайн СКД-6 «Сибиряк» и узлы молотилки комбайна, имелись электрифицированные стенды и макеты. Класс-лаборатория была признана лучшей по югу Тюменской области среди сельских училищ.
Ю.М. Пантелеев постоянный член комиссии при областном комитете профтехобразования по проверке сельских училищ, постоянно работает над методиками внедрения в педагогический процесс современных методов обучения и учит других, использует современные педагогические технологии обучения, опираясь на новинки агрономической службы. Широко использует наглядные пособия, технические средства обучения. По зерновым комбайнам им создан методический комплекс: планы уроков, инструкционные карты, методика проведения учебной практики в хозяйствах Абатского района.
В 1977 году областное управление профтехобразования организует делегацию в Латвию. С целью обмена опытом работы Ю.М. Пантелеев включен в состав делегации от сельских профтехучилищ. Вот как об этом говорит он: «Меня, как преподавателя и секретаря парторганизации, определили в сельское училище, находящееся в 100 км от Риги, руководил этим училищем директор, имеющий звание Герой социалистического труда. Мне пришлось давать урок по одной из тем по устройству зернового комбайна, думал, что меня на русском языке не поймут латыши. Оказалось, что они прекрасно знают русский, поэтому языкового барьера не было, урок прошел хорошо. Не думал, что мне придется за границей давать урок. Много полезного я получил от этой поездки».
Для изучения новых марок комбайнов он выезжал и в г. Красноярск на комбайновый завод, где главный конструктор завода проводил с преподавателями занятия по устройству новых моделей комбайнов. По решению райисполкома Юрий Михайлович в зимний период проводит занятия и готовит группы механизаторов непосредственно в МТМ совхозов «Октябрьский», «Болдыревский», «Назаровский», готовит группу девушек-комсомольцев из 15 человек, после окончания своей основной работы они вечерами приходили на занятия по изучению комбайна. После выпуска они работали в совхозе «Коневский» на уборке урожая.
В 1980 году за свой педагогический труд Юрий Михайлович был признан «Лучшим учителем года» в системе профтехобразования, победителем соцсоревнований 1979, 1980, 1982 гг., неоднократно награждался почетными грамотами областного комитета профтехобразования и Абатского РК КПСС.
18 лет Юрий Михайлович на пенсии, ведет активный образ жизни, постоянный читатель библиотеки, заядлый охотник и рыбак, а как педагог он говорит: «Очень важной, злободневной проблемой для страны в настоящее время является проблема аграрная, так как именно сельское хозяйство отвечает за обеспечение населения жизненно важными продуктами питания».
По натуре он оптимист, смотрит в будущее с надеждой. Возможно, что его учительская династия будет иметь свое продолжение во внуках.
Накануне праздника - Дня учителя совет ветеранов педагогического труда поздравляет Юрия Михайловича и желает ему крепкого здоровья, счастья и семейного благополучия.