Больше трех месяцев в доме по улице Профсоюзная, 30, не было горячей воды. Жильцы этой многоэтажки стали одними из тех, кто на своем опыте убедился в верности обещаний, которые коммунальщики дают тюменцам в начале сезона.
Дают и снова не сдерживают.
… Еще трое сказочных поросят - Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф - знали, что надо вовремя подготовиться к наступлению морозов. Каждый, как известно, эту подготовку видел по-разному. Хотя враг был один.
Примерно такое же разночтение общей задачи получается при подготовке жилого фонда к отопительному сезону. Подрядчики, ведущие ремонт коммуникаций, управляющая компания и сами жильцы смотрят на этот процесс под своим углом. И каждая из сторон уверена, что именно их взгляд – самый объективный.
Ситуация, казалось бы, простая и понятная. Ведь все усовершенствования, реконструкции и капитальные ремонты проводятся для того, чтобы повысить комфортность проживания. Это декларируется как задача номер один и на российском, и на местном уровне. Но от сказанного слова до исполненного дела – путь непростой и неблизкий. А трудности и неприятности могут ждать там, где их и не ждали.
Для жильцов дома по улице Профсоюзной, 30, они вполне могли начаться с… итальянской музыки. Именно такое приятное и романтичное музыкальное сопровождение выбрали в качестве звуковой заставки на телефоне диспетчерской службы управляющей компании «Жилищный стандарт». Потекла, например, у вас труба, прорвало батарею или просто хотите узнать, когда ж, наконец, дадут горячую воду – хватаетесь за телефонную трубку и звоните в диспетчерскую. Для начала ваш пыл охлаждает предупреждение, что «в целях улучшения качества обслуживания» разговор может быть записан. Затем, видимо, чтобы качество было еще выше, включается приятная итальянская музыка. Если вам не повезет, слушать ее можете очень долго.
Мне, например, довелось наслаждаться ею около часа. Никакие обходные маневры не помогали. В бухгалтерии, куда случайно попала, телефон приемной правильно назвать не смогли. На официальном сайте компании его тоже нет. Точнее, вместо него указал тот же телефон диспетчерской. Ошибочный номер указан и в официальном списке управляющих компаний в разделе «департамент городского хозяйства». В общем, за полтора часа до приемной управляющей компании дозвониться так и не удалось. Невольно подумалось: «А как же открытость и прозрачность в работе с гражданами?» А если завтра – порыв? Куда обращаться за помощью? Или довольствоваться итальянскими мелодиями для спокойствия души?
Насколько верна так взволновавшая жильцов информация, что горячей воды в доме не будет еще до 15 октября, пришлось узнавать на месте. Распахнутые настежь подвалы говорили о том, что работы здесь еще в самом разгаре. Где-то вдалеке в глубине длинных инженерных коридоров шестиподъездного дома сверкали искры сварки. А возле третьего подъезда рабочие фирмы «Спецтеплоинжиниринг» копали траншею.
Со слов Александра Павлова, начальника участка фирмы-подрядчика, включение горячего водоснабжения в доме идет по графику. Тепловой пункт смонтирован, горячее отопление подано. Включить оборудование раньше не было возможности из-за ремонта разводящей теплотрассы. Подводящие трубы стояли пустые, без теплоносителя. А как только энергетики их наполнили – в доме появилось тепло.
Можно сказать, что жильцам этой многоэтажки повезло – им установили общедомовые приборы учета тепла и тепловой пункт, который в автоматическом режиме будет регулировать подачу «горяченькой» в зависимости от температуры наружного воздуха. В отличие от тех домов, которые не попали в списки капитально ремонтируемых, жильцам за это переоборудование инженерных систем придется платить немного – всего пять процентов от затраченной суммы. А их, в свою очередь, разделят еще на 216 квартир и дадут рассрочку на пять лет.
Иными словами, в ежемесячных платежах прибавка будет небольшой. Зато экономия при плате за тепло, особенно при неизбежном росте тарифов, со временем должна стать ощутимой.
Но о дальних перспективах жильцы пока не думают. И к обещаниям относятся настороженно. Им ведь и в начале лета говорили одно, а вышло – другое. И непонятно, чья в том вина. Строителей, ремонтировавших теплотрассу? Они виновными себя не считают. Ну, задержались немного со сроками. Причины, на их взгляд, были объективные – им сорвали сроки поставки труб. Управляющей компании? Она тоже может предоставить список объективных причин по всем пунктам. Подрядчиков, ремонтирующих дом? Так, по их словам, они вполне укладываются в сроки – контракт у них заканчивается 31 октября. До этого времени они еще успеют поэтапно (до 12 октября) дать горячую воду всем подъездам, поменять трубы и подключить циркуляционные линии. Как сообщил Александр Павлов, осталась работа, которую можно выполнять и без отключения потребителей. Даже более того: в дополнение к первоначально утвержденному списку, они поменяют еще и протекающую канализационную трубу.
Простому жителю никогда не разобраться в этой цепочке «ни в чем не виноватых». Не понять, с кого она начинается и кем заканчивается. Остается лишь терпеливо ждать. И вспоминать быт советских коммуналок, когда воду кипятили в чанах на плите, чтобы выкупать ребенка, самому помыться, побриться или, как говорит Георгий Леньков, один из жильцов дома на Профсоюзной, «бороду отмочить». Ведь в общую баню или на квартиру к родственникам не находишься.
Кстати, Георгий Григорьевич в молодости объездил полсвета, пел сольно и в хоре, выступал с концертами в разных странах мира, от Индонезии до Европы. И нигде и никогда за границей не попадал в ситуацию, когда не было в гостинице горячей воды. Леньков по-прежнему недоумевает: «Почему у них это и пятьдесят лет назад было возможно, а у нас до сих пор с этим проблема?»
НА СНИМКАХ: кошке проще – ей не надо горячей воды (рядом – Георгий Леньков);
Фото Гали Безбородовой