О том, что массивные металлоконструкции, громоздящиеся на территории завода «Бентек», – это и есть части буровой установки, никогда не догадаться при взгляде со стороны.
Рабочие сваривают высокие металлические каркасы, копошатся в глубине стальных лабиринтов… Как будто строят еще один цех и налаживают оборудование под открытым небом. Но нет, говорит директор по производству Денис Комов, это действительно сборка буровой. А новый пролет возведут совсем в другом месте.
Немецкий завод «Бентек» возник на Старом Тобольском тракте три года назад, занял пустовавший цех «Тюменских моторостроителей» и начал с выпуска комплектующих к буровым станциям головной компании. А сейчас, поднабравшись опыта, приступил к самостоятельной сборке готовых установок.
Хранители немецкого опыта работы – начальники участков. Комов рассказывает, что, прежде чем открылся тюменский завод, их искали по всей Германии, год учили на производстве в городе Бад Бентхайм, а затем направили в Тюмень, где они не только встали за станки, но и стали наставниками молодых рабочих.
Сергей Кваст – начальник участка заготовки. У его плазморезки возвышается стопка металлических листов с дырами от вырезанных заготовок, внутри станка – скопления грязно-серых отходов. Сергей Васильевич краном укладывает на стол очередной лист, вдумчиво нажимает кнопки на пульте, аккуратно выставляет сопло… Начинает гудеть вентиляция, с треском вспыхивает искрами надрезанный металл, и сопло пускается в самостоятельное путешествие по заготовке. Но даже тогда, когда руки и голова свободны, Кваст отказывается поговорить с журналистами.
… Вместо рассказов мы довольствуемся вырезанным из металла символом Олимпиады из пяти колец, что стоит на его столе, а Денис Комов показывает нам еще и филигранно выполненный силуэт бегущего кенгуру – тоже сделанный Квастом. Иногда рабочее место героя может рассказать о его отношении к профессии больше, чем он сам…
Слесарь механосборочных работ Сергей Донгаев оказывается разговорчивее.
– Я очень люблю работать с металлом! – просто говорит он.
Отвлекается от снятия краски вокруг сварного шва, с удовольствием раскрывает название шумного инструмента – «отбойный молоток со спицами внутри», и признается в давней симпатии к железу.
– Хоть и говорят сейчас о непопулярности рабочих профессий, я уверен: из двадцати человек, что попробовали работать с металлом, трое останутся на заводе навсегда – будут подымать промышленность, осваивать севера, - говорит Сергей Донгаев. - Потому что это безумно интересно! Особенно, когда конвейерное производство… Особенно, когда начинаешь разбираться в чертежах… Делаешь какую-нибудь маленькую детальку, а представляешь все изделие целиком – знаешь, куда эта деталь встанет, как соединится с другой…
Донгаев вспоминает огромный «Уралмашзавод», сравнивает его с компактным местным производством.
– Там все-таки было тяжеловато, – признается он. – Здесь тесный, дружный коллектив. А работа та же – любимая.
С ним согласен мастер участка Михаил Наговицын. Металлообработка на «Бентеке» такая же, как и на других заводах, только на немецком предприятии в приоритете не скорость, а качество. Для его обеспечения к каждому новому сотруднику предъявляют ряд требований. Кроме обязательного умения читать чертежи, рабочие сваривают образцы различными способами, проходят тестирование. Хорошо, если есть навыки крановщика.
Мостовые краны здесь небольшие, управляют ими с земли. Крановщик Виталий Фурсов говорит, это очень удобно – все в твоих руках. Он монтирует стенку емкости для бурового раствора: ставит ее в пазы, затем идет вдоль, проверяя, плотно ли она прилегает к днищу и одинаков ли шов на всем протяжении стенки. Как будто это не огромная емкость, сделанная из разных частей разными людьми, а цельный кусок металла.
После бункер сварят, обработают в дробеструйной камере, покрасят и включат в сложную систему буровой станции.
А вот на ней, станции, сошлись результаты труда каждого из тюменских рабочих и сложная немецкая техника. В итоге вырос будто маленький город-буровая - с улицами-проходами, лестничными маршами, и даже фонарями освещения.
Знакомые емкости оказались на нижнем уровне станции, над ними проложили дорожки, и бункеры уже не кажутся такими уж большими. Сверху поставят тенты, чтобы укрыть буровиков от непогоды. Длинная мачта установки пока лежит на земле, но и она скоро должна встать на свое место в системе…
Монтажники здесь – бригады из северных округов. Денис Комов рассказывает, что на конечной сборке необходимы специалисты, которые имеют опыт работы на месторождениях. Также приезжают наладчики из Германии. А результаты контрольной сборки примет целая комиссия…
Но даже сейчас, когда станция еще не совсем готова, понятно, что примерно такую картину видели перед глазами цеховые, когда читали чертежи работ. И что ради такой красоты стоило постараться.