Медиакарта
8:28 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Перевоспитание чувств

Перевоспитание чувств
11:13 | 12 октября 2012

О вещах и вещицах, о сказках и сказочниках и о том, что Добро непременно победит

Есть вещи серьёзные – токарно-фрезерный станок «CPL-3010SY», например, или газонокосилка «Viking», или автомат Калашникова. А есть фарфоровые шкатулочки для милых пустяков, вкусно пахнущие бонбоньерки, щипчики для сахара, шёлковые ленты и прочие сонетки – вещички, ни для чего серьёзного, вроде бы, не предназначенные.

Новый спектакль Тобольского театра под названием «Царь Пузан» того же рода – невесомый, как пушинка с лебяжьей шляпы неведомого модника, лучистый, как хрустальная подвеска дворцовой люстры, звонкий, как колоколец работы лучших мастеров.

А ведь литературный первоисточник, одноимённая сказка Корнея Чуковского, кажется совсем простым и начисто избавленным от всей этой пушистости, посверкивания и перезвона. Всего лишь поучительная история для самых маленьких про то, как некий донельзя пухлый персонаж взялся за работу и на этой почве взял да и похудел, превратившись в «изящного худощавого красавца»… Но даже и с простенькой сказкой этой не всё так просто. Легендарный Корней Иванович, по собственному признанию, написал «Царя Пузана» по просьбе своих детей, а позже и инсценировал для домашнего театра. Но здесь важно понять, в какое время создавалась сказочка… Впервые напечатана она была в приложении к «Ниве» – журнале «Для детей», летом 1917 года… Вот так, аккурат между двумя революциями, первая из которых отменила самодержавие в России. Напомню, что в это время семья Романовых добиралась до Тобольска… А здесь такая сказка (пусть и с пометкой «английская»). А герой в ней знаете какой?.. Цитирую: «Царь Пузан Восемнадцатый был очень хороший царь, и подданные любили его. Сердце у него было добрейшее. Что у него не попросят – он даст. Корону попросят, он даст, – всё отдаст до последней копейки, а сам ходит с пустыми карманами…». Правда ведь, похоже на то, как отрёкся от престола последний император из рода Романовых?

Подданные?.. Они любили своего отличного царя, но вместе с тем просто умирали от смеха, когда видели его. Он ведь был очень-преочень толс­тый, а это, всем известно, отличный повод к тому, чтобы от души повеселиться.

«Добрый царь даже виду никому не показывал, что его обижает этот бессмысленный жестокий смех. Но когда он оставался один у себя во дворце, то плакал, как маленький ребёнок.

– Боже, – говорил он тогда, – моё сердце пред Тобой открыто! Ты знаешь, как я люблю свой народ. Почему же он глумится надо мной?»

Такая вот сказочка. Впрочем, в ней, как и заведено в историях для детей, всё заканчивается хорошо. А в спектакле, который создали режиссёр Пётр Васильев и художник Алевтина Торик, всё ещё добрее и сказочнее. Короткую «историю похудения» выдумщик Васильев превратил в изящную игру, в дворцовый театр, где изнеженные придворные придумывают и разыгрывают эпопею титанической борьбы смешного пузатого царя и долговязого всепожирающего великана.

И, конечно же, появилась в спектакле история романтической любви и персонаж Принцесса Монесса, образ которой у Чуковского лишь чуть обозначен (в иных изданиях нет её и вовсе). А ведь во имя кого ещё стоит худеть, усмирять великанов и совершать прочие подвиги?..

В постановке заняты артисты, которых в ТДТ шутливо именуют «Василь­евской группировкой». Павел Жук, Наталия Пономарёва, Игорь Колдачёв и Евгений Пономарёв работают с Петром уже не в первом спектакле… Да, кажется, и не работают – играют, творят, резвятся и порхают.

То же и в «Царе Пузане». От всего, происходящего на сцене, артисты получают явно не меньшее удовольствие, чем зрители. А зрители с первой до последней минуты погружены в действо, рождающееся, кажется, из ничего, тут же – на их глазах, на территории размером чуть более носового платка великана Ермолая (если, конечно, он таковой имеет).

Спектакль прошёл в формате «сдачи», и первыми зрителями его стали коллеги-артисты – самая требовательная, искушённая публика. Оценка премь­еры была единодушно восторженной – все, с кем довелось побеседовать, говорили о том, что в репертуарном ларчике старейшего театра Сибири заперламутрилась ещё одна драгоценная жемчужина. На неё, конечно, не выменяешь ни токарно-фрезерный станок «CPL-3010SY», ни газонокосилку «Viking», ни автомат Калашникова… Да и к чему? Ведь всё это – просто вещи… Для души куда важнее вещицы.

Дмитрий КАРАСИЕР Дмитрий АЛФЁРОВ (фото)