На прошлой неделе под председательством главы района Е.М. Золотухина заседание Совета по реализации национального проекта «Образование».
Учебному процессу – доступность и качество
Ознакомившись с вопросами повестки дня, собравшиеся приступили к работе. О реализации решений, принятых в марте текущего года по молодым специалистам и одарённым детям, докладывала начальник отдела образования Е.В. Екимова. Речь шла об «умниках и умницах» - целевой программе для поддержки и выявления наиболее способных учеников. Другой вопрос касался закрепления в образовательных учреждениях педагогических кадров.
Глава района отметил, что строительство жилья для учителей, работников бюджетной сферы - абсолютно правильный и стимулирующий шаг на пути по привлечению специалистов на село:
-И хотя на будущий год такого же большого объёма строительства, как нынче, в районе не предвидится, на двух-трёх территориях района эта работа будет продолжаться. Остаётся определить – где? В каких сёлах?
В итоговом решении глава района поручил отделу образования совместно с главами сельских поселений отработать этот вопрос и предоставить нужную информацию.
«Съел пирожок – айда на урок»
Хоть и говорят, что «сытое брюхо к учению глухо», но и голодный желудок ума вряд ли прибавит. Полноценное и сбалансированное питание – это залог здоровья школьника, его успеваемости и развития. Однако, есть проблема, которую в своём выступлении «О совершенствовании и организации питания учащихся в образовательных учреждениях» затронула директор Армизонской школы Л.С. Каканова.
Следует начать с того, что нововведением в системе школьного питания является единое меню, утверждённое Центром технологического контроля, скорректированное по принципу здорового питания и подразумевающее абсолютно одинаковый рацион во всех образовательных учреждениях. То есть вечный вопрос - что приготовить? - для работников школьной столовой ушёл в прошлое. Правда, качество приготовления блюд зависит исключительно от профессионализма поваров. Но, как отметила директор школы Л.С. Каканова, в Армизонской школе работают истинные мастера кухни. Вопрос в другом – новый рацион повлёк за собой повышение платы за питание.
Горячими обедами на сегодняшний день в Армизонской школе охвачено сто процентов учеников. На каждого ребёнка из областного бюджета дотационно выделяется тридцать рублей, однако обед «тянет» на 50, 55, а то и 60 рублей. Для того чтобы школьники получали полноценную, сбалансированную пищу, нужна родительская доплата - денежные средства, которые складываются из цены продуктов. И вся проблема кроется в непонимании родителей по поводу, якобы, дополнительных «поборов». И дело не в том, что у них нет «лишних» денег, (хотя таких семей, где доход ниже прожиточного минимума, тоже немало), просто многие придерживаются мнения, что их чада должны питаться исключительно «за казённый счёт».
В настоящее время руководству школы приходится выискивать недостающую разницу в рублях из разных источников, которые рано или поздно всё равно иссякнут… К тому же, в нынешнем году нет школьного приусадебного участка, с которого раньше собирался урожай овощей – их приходится покупать.
В среднем ежедневная родительская доплата на полноценный обед составляет двадцать рублей – не трудно прикинуть, сколько выйдет за месяц. А если в семье несколько учеников? А если ребёнок будет и завтракать в школе, то родительская «дотация» ещё возрастёт. Некоторые взрослые настаивают, чтобы перед школой дети насыщались дома. Остаётся решить задачу - как это сделать? Все ли дети способны проглотить «утреннюю закуску», если (как это часто бывает) у них просто нет аппетита? А принудительный приём пищи, особенно «вредных вкусняшек» в виде чипсов или сладких батончиков, неизменно ляжет в желудке тяжким грузом. Давно замечено, что ребёнок, получивший с утра «правильный» завтрак, на уроках внимателен, спокоен, сконцентрирован… Причём «правильный» - ключевое слово, потому что полезная еда обеспечивает потребности растущего организма в полной мере.
Что характерно, в отличие от школы райцентра, в деревнях и сёлах района такой проблемы - нет. Иногда с задержкой, иногда «со скрипом», но родители исправно собирают деньги, оплачивая разницу полноценного питания. Хочется надеяться, что этот вопрос больше не станет предметом острых споров и разногласий. Новая социальная реальность предъявляет новые требования - их нужно просто принять…
Необычные факты обычных вещей
Далее разговор плавно перетек в обсуждение ещё одной темы школьного «общепита» – правил и культуры поведения за столом, касающихся умения и навыков пользования столовыми приборами. Ведь в процессе разговора выяснилось, что редкий случай, когда дети едят вилками, не говоря уже о пользовании ножами – в основном все орудуют ложками. Так сподручнее или у них нет выбора?
Присутствующие на заседании руководители образовательных учреждений кратко обрисовали ситуацию у себя на местах. Выяснилось, что где-то в столовых общеобразовательных учреждений вилок вообще нет, у кого-то - есть, но не используются, и лишь в некоторых существует своего рода симбиоз.
Заместитель главы района по социальным вопросам И.Г. Паутова заметила: чтобы из ребенка вырос культурный, полноценный член общества, недостаточно научить его правильно вести себя за столом – умение пользоваться столовыми приборами в современном обществе становится абсолютной необходимостью. И задача взрослых - сформировать эти навыки.
-Я оставляю за собой право проверять школьные столовые и присутствовать во время приёма пищи, - подчеркнула И.Г. Паутова.
Как вырастить спортсменов-победителей?
О совершенствовании системы физической подготовки школьников и учащихся профессионального училища докладывала начальник отдела образования Е.В. Екимова и заместитель директора ПУ № 48 по учебно-воспитательной работе Н.В. Комик.
Чего греха таить – спортивные результаты наших юных спортсменов совсем не радуют. Казалось бы, всё для этого есть – спортивные площадки, залы, масса оборудования, тренажёры, квалифицированные преподаватели... Ан нет, в областной спартакиаде Армизонский район занимает всего лишь 19-е место. Кстати, подмечена любопытная деталь – в тех школах, где не было капитального ремонта, результаты по итогам различных соревнований намного лучше, чем там, где, казалось бы всё есть для успешного развития физической культуры и, следовательно, завоевания почётных призовых мест. Дни бега, Дни здоровья, всевозможные кроссы и прочие спортивные мероприятия – этими массовыми видами спорта охватывают большое количество детей, начиная с дошкольного возраста. Но, как заметил один из членов Совета, почему-то в школе бывшие детсадовцы, подающие надежды, из разряда перспективных «теряются».
Было высказано предположение, что для достиженийнужна сборная команда, состоящая из самых перспективных ребят со всего района.
-Что же мешает её создать? – последовал вполне логичный вопрос.
Значительных дополнительных средств это не потребует, но эффект может быть решающим: у района появится реальная возможность подняться на более высокую ступень в областном рейтинге спорта.
Всемирная паутина – друг или враг?
Таким вопросом задаются родители, чьи дети буквально тонут в просторах социальных сетей. Отсюда и вредные привычки, и некрасивые слова, и информация, предназначенная отнюдь не для детских ушей. Выбросить компьютер нельзя, отказаться от Интернета не представляется возможным. А ребенок тем временем возвращается из школы, садится за компьютер и «ныряет» в Сеть...
Как защитить детей от негативной информации? – всё это активно обсуждалось членами Совета. Одну из версий – просматривать журнал посещений страниц, чтобы знать, куда заходит ребёнок, поддержало большинство членов Совета.