После поездки в Томск главный режиссер театра кукол Сергей Грязнов выглядит довольным и посвежевшим. Хоть и утверждает, что натерпелся там страху. Видимо, победа сразу в трех номинациях придает сил.
Фестиваль под эгидой объединения сибирских кукольников проходит в России не каждый год. Тюменский театр кукол однажды уже был на него приглашен, вот никаких результатов достигнуть не удалось…
– Тогда в Железногорске от нас просто живого места не оставили, – признается Сергей Грязнов. – Так уж вышло: директор местного театра упросил нас приехать, а в это время были свободны только две актрисы… В итоге мы смоги собрать «на коленке» спектакль-игру «Времена года», но жюри он не устроил. Получается – мы сами себя подставили.
Томск оказался к тюменцам более благосклонен, чем Железногорск. А может, дело в том, что подготовка была лучше – спектакль «Жил-был Геракл» успел полюбиться нашему зрителю. В любом случае, три номинации за раз – повод для гордости.
Рамок участникам никто не задавал. Жанр – любой. Время – хоть весь день на сцене. Для малышей или взрослых – да для кого хотите! И в силу такой свободы подборка из пятнадцати конкурсных материалов оказалась довольно неожиданной.
– Томский театр показывал коллаж из пьес Шекспира, который шел три часа. Ощущения очень неоднозначные… – рассказывает Грязнов. – Даже взрослому зрителю, на которого он рассчитан, трудно быть сосредоточенным столько времени. Впрочем, члены жюри сказали, что им было интересно, хотя при этом и честно признались, что устали.
Омичи тоже привезли Шекспира, но вот от их работы мэтры не оставили камня на камне. В один день с ними ханты-мансийцы показывали совсем уж детский спектакль «Бука». Кстати, также раскритикованный.
– А мне запомнился такой… очень авангардный спектакль Дмитрия Вихрецкого. Про зайчиков на помойке, – присоединяется к разговору главный художник театра Сергей Перепелкин. – Он был выдержан в жесткой индустриальной стилистике. Этакий «Повелитель крыс». Вообще, многих тянуло на артхаусные работы. Когда режиссер не обращает внимания на мнение зрителя, а делает спектакль для себя. Это позволило нам предстать в более выгодном свете – мы-то всегда ориентируемся на людей. Кроме того, спектакль «Жил-был Геракл», где на каждую куклу приходится два-три актера – настоящий пример кукловождения. И это отметило жюри…
Съехавшимся со всей Сибири актерам были предложены три сцены: малая, большая и «на подушечках» – для самых юных зрителей.
– Мы работали на площадке Томского театра юного зрителя, а там только что прошла реставрация, – рассказывает Грязнов. – Теперь уровень модернизации такой, что даже штанкетами (металлическими трубами на тросах, к которым крепятся кулисы и детали декораций – Д. Р.) компьютер управляет. Он-то нас и подвел – в начале первой сцены взял и выключился! Мы чуть с ума не сошли. Спектакль очень динамичный, и на сцене постоянно должны происходить перемены света, декораций… Мы были на грани того, чтобы остановить действие. Актеры играли, а сами смотрели на меня: мол, как там дела? В итоге кое-как успели перезагрузить компьютер…
По словам главного режиссера, у труппы тюменского театра кукол на «чужой территории» возникли и другие проблемы. Более мелкие, но все равно неприятные. Например, сцена не имела глубины, с которой привыкли работать актеры… А труднее всего пришлось осветителям.
– В спектакле 137 перемен света! – торжественно повышая голос, говорит Грязнов. – Наш Сергей Михайлович до пяти часов утра возился с чужой и местами непонятной аппаратурой. А у художника по свету Лены, когда спектакль закончился, случилась почти что истерика. Зато ваш покорный слуга дебютировал на сцене томского ТЮЗа как осветитель – сидел на пушке (следящем прожекторе – Д. Р.). У нас же все рядышком, и Лена может заниматься тем и другим сразу. А у них основная аппаратура на первом этаже, а пушка – на третьем. Нужно было срочно выделить для дела того, кого не жалко. А не жалко было меня.
Еще мы немало понервничали, когда привезенные с собой микрофоны не подошли – новая аппаратура оказалась для нас слишком современной. Но, к чести работников томского театра, помогали нам все, кто только мог.
Несмотря на нерв, сопровождавший игру, зрители приняли «Геракла» на ура. А так называемое «детское жюри» даже присудило тюменцам победу в номинации «Лучший спектакль». Впрочем, «детским» в жюри было только название.
– Девушка, вручавшая награду, была на голову выше меня, – со смехом вспоминает Cергей Грязнов. – Вообще, жюри состояло из старших школьников, которые занимаются театральным искусством. И отнеслись они к возложенной обязанности очень серьезно. Присутствовали на всех спектаклях, смотрели внимательно. Мне было приятно, когда на сцене они сказали, что сделать выбор было легко – совещались не дольше трех минут.
Еще одна награда – за «лучшую куклу» – досталась мифическому великану Гериону. По легенде, у него было шесть рук, шесть ног, три головы и крылья. Вот только представить себе всю эту кучу конечностей на театральной кукле – явный перегруз. Особенно, когда Герион будет стоять рядом с трехголовым Цербером.
– Нам пришлось… поделить конечности между монстрами, – шутит Сергей Перепелкин. – Церберу достались неотделимые от образа три головы, а Гериону – четыре руки и четыре ноги. Вообще, наш спектакль – немножко шутка. Мы делали его на стереотипах: если Греция – значит, повсюду колонны, если Геракл – так с первого взгляда понятно, что Геракл. А эти две куклы… Они - необычные. Неожиданные. Что, собственно, и отметило жюри.
А что касается награды за лучшую режиссерскую работу…
– Мы хорошо потрудились, но нет предела совершенству, – философски замечает Грязнов. – Конечно, приятно чувствовать одобрение мэтров и слышать от молодых коллег восхищенное «Ну, вы там наворотили!». Но перед нами еще немало вершин, для достижения которых нужно работать и работать.