Медиакарта
22:25 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Первый Сибирский архиепископ Киприан (Старорусенков)

Первый Сибирский архиепископ Киприан (Старорусенков)
10:15 | 22 октября 2012
Источник: Светлый путь

Многим жителям Нижней Тавды малоизвестна история образования нашего села и совсем не известно имя того, кто положил начало создания нашей малой родины.

Возникновение Тавдинской слободы относят к первой четверти XVII века. Первые найденные упоминания о ней имеются в летописных источниках. В 1625 году Тавдинская слобода была отмечена в «Дозорной книге Тюменского уезда» в числе вотчин Тобольского архиепископа Киприана.

Родился будущий архипастырь во второй половине XVI века в городе Старая Русса Новгородской губернии. С 1611 года он являлся архимандритом Новгородского Хутынского монастыря.

В смутное время новгородцы, видя гибельное междуцарствие, решили лучше прибегнуть к шведам, чем покориться польскому королю Зигизмунду III. Во время оккупации шведами Новгорода Киприан возглавлял в Выборге переговоры об избрании на царство шведского королевича Карла-Филиппа. Но переговоры были безнадёжны, потому что в Москве уже решался вопрос о выборах царя. Новгород был во власти шведов. Бояре прислуживали захватчикам, за что те охотно жаловали им земли. Архимандрит Киприан прилагал немало усилий для воссоединения Новгорода с Московским государством во главе с Михаилом Фёодоровичем. Он поддерживал земских людей, добивавшихся возвращения Новгородского государства в состав Руси. За это ему пришлось претерпеть немало гонений и даже «отведать» тюрьмы. Шведы вели войну в областях Новгородских, готовились навсегда отторгнуть от России Новгород и удержать его за собою. С этой целью они и старались склонить посланца на свою сторону, но верный сын Отечества был тверд против всех их обольщений. Шведы, видя его непреклонность, начали действовать сначала угрозами, а потом и пытками: держали его на морозе, морили голодом и били до полусмерти. Но мучения эти не поколебали твердой души страдальца.

По вступлении на престол Михаила Романова шведский король Густав Адольф послал томившегося в неволе архимандрита в Москву. Здесь Киприан, объяснив откровенно царю Михаилу Феодоровичу, какая крайность заставила новгородцев обратиться к шведам, и, засвидетельствовав верность юному царю, испросил помилование несчастной своей родине.

Преданность и стойкость в выпавших испытаниях помогли архимандриту заслужить благоволение патриарха Филарета. Именно поэтому при создании новой архиепископской кафедры в Тобольске выбор царя и патриарха пал на архимандрита Киприана, и 8 сентября 1620 года он был первым посвящён в сан архиепископа Сибирского и Тобольского.

При отправлении в Сибирь патриарх вручил новопоставленному святителю камышовый жезл, обложенный бархатом темно-зеленого цвета с серебряным золочёным верхом чеканной работы, на котором было выгравировано «Патриарх Филарет», серебряный золочёный крест со святыми мощами и надписью на рожках рукояти его «Повеление Великого Государя Царя Великого князя всея России, самодержца Михаила Феодоровича, отца его, Великого Государя Святейшего патриарха Московского Филарета Никитича сделан сей крест в «Царствующий» град Сибирь преосвященному Киприану 7129 года». Вручая эти символы православия и церковной власти, патриарх заповедал ему достойно пасти своё словесное стадо, заботиться о чистоте нравов завоевателей и прочих русских пришельцев и обращать ко Христу диких идолопоклонников.

Отправляясь в Сибирь, архиепископ взял с собой монахов из Хутынского, Волоколамского и Соловецкого монастырей для распространения христианства в Сибири. 10 января 1621 года преосвященный выехал из Москвы. Путь его в Сибирь лежал через города Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду, Тотьму, Устюг-Великий, Сольвычегодск, Кай-Город, Соликамск, а затем уже водным путём от Верхотурья до самого Тобольска.

Когда преосвященный прибыл в Верхотурье, то уже в первый город своей епархии, посетив церкви и монастыри, учредил в них новый порядок. Основал два монастыря: один на реке Тагиле – Рождественский, а другой при реке Нейве – Введенский.

По прибытии в Сибирь преосвященный Киприан нашёл её в самом жалком положении относительно нравственности, которое особенно резко проявлялось здесь в безбрачной (по недостатку православных женщин) жизни первых русских поселенцев Сибири – казаков. Кроме того, русские не носили на себе крестов, не соблюдали постных дней и других установлений церкви. Священники венчали браки без оглашения, постригали в иноки и инокини таких, которые уходили из монастырей и опять жили в миру. Кому было остановить такие беспорядки и пресечь нравственное зло? Духовенству? Но оно было и малограмотно, и малочисленно. Русские сибиряки жили как хотели. Деятельный архиепископ употребил немедленно все силы к прекращению пороков и направлению паствы к христианской жизни. Заботясь об очищении нравов своей паствы, исполняя повеления патриарха, преосвященный Киприан немало обратил ко Христу язычников и инородцев. Для этого он устроил молитвенные дома, церкви и монастыри, особенно в тех местах, где более находилось инородческих племён. При нём закончен и освящён центральный собор в Тобольске, названный, как и в Новгороде, во имя Софии Премудрости Божией. В самом Тобольске владыка Киприан перевёл на новое место крупнейший мужской Успенский монастырь и освятил там церковь во имя Знамения Богородицы, после чего монастырь получил название Знаменского. По благословению архипастыря также основаны монастыри в Тюмени - Ильинский девичий, впоследствии переименованный в Успенский; в Томске - Успенский мужской, в 1623 году в Енисейске – девичий Рождественский, в 1624 году в Таре – мужской с церковью во имя Нерукотворённого образа Спасителя, с приделами св. Илии пророка и Михаила Малеина, а девичий – во имя св. мученицы Параскевы Пятницы и великомученицы Екатерины.

Деятельный архипастырь ничего не упустил из виду в улучшении новой епархии в духовном и хозяйственном отношениях. Он положил основание архиерейским доходам в Тобольске, старался на пустующих местах заводить земледелие, от которого преемникам его без посторонней помощи можно было бы иметь содержание. При отправлении его из Москвы велено было отвести преосвященному Киприану пятьдесят десятин земли под горой в Тобольске, за речкой Курдюмкой (тогда ещё под горой не было строений) и за рекой Иртышом прямо против города; сенокоса на 400 копен. Но по прибытии в Тобольск архиепископ увидел, что те сенокосные места уже заняты жителями, а назначенное для хлебопашества место очень близко к городу и нужно для скотских выгонов. Поэтому он выпросил у государя вместо тех мест другие, пустующие плодородные поля при устье реки Ницы. В 1623 году ему удвоено земли и сенокоса по причине умножения поселян на архиерейских дачах. Вскоре здесь основаны две слободы – Устьницинская с церковью и Тавдинская.

По сведениям РГАДА в дозорной книге 1625 года имеется первое упоминание о Тавдинской слободе, которая ведомственно была приписана к вотчинам Архиерейского Софийского Дома – центрального органа управления Тобольской архиепископии. Тавдинская слобода в этот период состояла из двух частей. Первая – это селение на реке Тавде, где жили поп Стефан и приказной человек архиепископа Иван Бовыкин. В другой части слободы проживали крестьяне Богдан Никонов сын Попов, Сила Никитин, Терентий Иванов, Иван Феофанов сын Нагибы и др. Всего в Тавдинской слободе было 22 крестьянских двора. В ней имелась недостроенная деревянная церковь во имя Святой Троицы.

В дозорной книге за 1636 год зафиксированы следующие сведения о Тавдинской слободе: «…митропольская Тавдинская слобода на реке Тавде, а в той слободе церковь на реке Тавде Живоначальной Троицы со всякой церковной утварью».

Заботясь о благосостоянии церкви и епархии, преосвященный Киприан не забыл и о первых завоевателях Сибири. Как написано в летописи тобольского архиерейского дьяка Саввы Есипова, на следующий год своего приезда архиепископ Киприан призвал оставшихся в живых сподвижников Ермака, расспросил о сражениях, сколько было всей дружины, и кто из них и где убит. Казаки доставили ему письменные известия, на основе которых был создан «Синодик Ермаковым казакам» и установлено их поминание в Софийском соборе в Неделю Православия. Вероятно, его автором был сам архиепископ Киприан – знаток «соборного и келейного чина». Таким образом, архиепископом Киприаном была составлена первая Сибирская летопись. Он прожил в Сибири около трёх лет и попечением о вверенной пастве и добродетельной жизнью оставил здесь о себе добрую память.

По указу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 15 февраля 1624 года Киприан отбыл в Москву и 12 декабря того же года был возведён в сан митрополита Крутицкого.

В Москве владыка Киприан участвовал во многих начинаниях патриарха Филарета как его непосредственный советник и помощник. Обладая даром слова, сочинял тексты церковных служб, принимал участие в приёме послов шаха Аббаса, привезших в Москву ризу Господню. В 1626 году по благословению патриарха Филарета написал службу праздника Положения честной ризы Господней в Москве.

20 октября 1626 года был переведен митрополитом в Новгород. Прибыл на кафедру 3 ноября 1626 года и занимал её вплоть до смерти.

Митрополит Киприан прилагал немалые усилия для прославления и утверждения церковных святынь везде, где бы он не находился: в Тобольске, Москве, Новгороде. В 1629 году установил празднование в честь обретения мощей святителя Иоана, архиепископа Новгородского.

Скончался высокопреосвященейший Киприан 17 декабря 1634 года. Погребён 13 января 1635 года в Корсунской паперти Софийского собора в городе Новгороде архиепископом Тверским Евфимием.

В этом кратком жизнеописании основателя нашего родного села нижнетавдинцы с радостью и гордостью могут открыть для себя, что это был достойный гражданин своего времени, отличающийся выдающимися способностями, твердостью характера и благочестием.

Думается, что имя высокопреосвященного Киприана должно быть нами увековечено, и первым шагом к этому пусть послужит данная публикация.

Автор: Андрей ТАТАРЕНКО, прихожанин Свято-Троицкого храма с. Нижняя Тавда. Фото из архива
Теги: Вера