Медиакарта
6:58 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Текутьев за трезвую Россию

Текутьев за трезвую Россию
17:18 | 26 января 2010
Источник: Красное знамя

Вопрос об алкоголизме всегда привлекал общественное внимание, мысль об учёте и контроле потребляемого на душу населения спирта заслуживала, чтобы о ней говорили, писали. Но мы никогда не могли достичь стратегии борьбы с алкоголизмом на государственном уровне. Средств для борьбы с этим явлением в обществе предлагалось и предлагается немало. Но в большинстве случаев они смахивали на очередную кампанию. Государство, получающее сверхприбыли от продажи водочной продукции, разве заинтересовано в трезвом обществе. Кто-нибудь задавал этот вопрос? Поэтому и вся эта борьба сводится к полумерам и перегибам. Так, в России вводили сухой закон в 1914 году, а затем Михаил Горбачёв, будучи Генеральным секретарём КПСС и возомнив из себя ставропольского казака, порубил все виноградники страны и закрыл водочные заводы. А что из этого вышло, всем известно.

Алкоголизм - это болезнь, и нужна чёткая государственная программа борьбы с ней. Пока же наше общество не задумывается над этой бедой, а ведь завтра может быть поздно.

Купец Андрей Иванович Текутьев всю жизнь боролся с этим явлением в обществе. 5 апреля 1907 года он в письме в газету "Сибирский листок" так описывает эту проблему: "25 лет тому назад был я близко знаком с крестьянской жизнью народной. В 30 верстах от города имел свои сенокосные луга; в праздничный день приедешь в деревню (Борки, авт. В.Калининский) рабочих нанять, а у кабака с утра народ толпится. Картина ужасная, кто без рубашки в крови, кто без сапог лежит. Частная монополия развила тёмную продажу вина в гнёздах разного вида, где царит пьянство, развратная жизнь, грабежи, убийства и всякие преступления, гибельные для общего благосостояния.

Не будь кабака и свободной тёмной продажи вина, как теперь, люди будут другие. В настоящее время в крестьянских сёлах дети богатых отцов проводят время в притонах, проматывая отцовское добро, детям бедняков, чтобы не отстать от них, приходится таскать из чужих амбаров. До "монополии" многие селения не желали иметь кабаков, "хлопотали" об этом, но хлопоты их остались бесследными.

Следил я за жизнью народной, и всегда оказывалось, что и богаче других, и дольше живёт тот, кто вина не пьёт, табаку не курит, и трудится тот больше других. Что же дальше-то будет? Народ разорится совсем от вина.

Ввиду такой печальной перспективы для спасения жизни и благосостояния народа предлагаю я, прежде всего, убрать " монопольку", а выкурку (производство, авт. В.Калининский) спирта вести по расчёту народа, а не по расчёту акциза, и тогда народ своим трудом в три раза добудет больше, чем от акциза, на налоги разные, и недоимок тогда не будет, и здоровье будет сохранено, да и хлеб от выкурки спирта сохранится, для того же народа в миллионах пудов на голодные годы сгодится.

Против корчемства (кабаков, трактиров, авт. В.Калининский) в городах и сёлах должны быть приняты самые суровые меры: за первый раз 100 руб. штрафа и год тюрьмы, за второй раз - вдвое больше и.т.д. Такому же наказанию подвергать и тех, кто будет скрывать это преступление, за открытие же его назначить денежную награду в 200 руб., взыскав её с виновного. Склады же для хлебного спирта-вина должны находится во всех городах и состоять под наблюдением акцизных управлений и городских учреждений обоюдно, и спирт отпускается из этих складов в селения лишь по требованию волостных присяжных властей по количеству взрослого мужского пола каждого селения не более полуведра в год; в городах по расписке городских управлений - на то же количество вина".

Мы можем по-разному воспринимать эти слова купца, сказанные более 100 лет назад, но во многом он был прав и, думая о здоровье нации. Андрей Иванович был неравнодушным человеком, и это обстоятельство побудило его написать петицию о вреде пьянства в Государственную Думу России. Но ответа не дождался. Видно, у господ депутатов были дела поважнее, и письмо сибирского купца Текутьева осталось незамеченным. Андрей Текутьев верил в Россию и знал, что только трезвый народ может вывести страну в развитые державы мира. И этому он посвятил себя без остатка. Его жизнь - пример преданности русскому народу и Отечеству. Жить для общества, ради народа было основным правилом купца Текутьева.

Сам же Андрей Иванович на протяжении всей жизни вина и водки не пил, в карты не играл и папирос не курил.

Здание того кабака, о котором писал купец Текутьев, и поныне стоит на своём месте. При советской власти там располагалась винная лавка. Менялись цари, а после и генеральные секретари, но суть оставалась прежняя - спаивание деревенского мужика. А начало положил ещё 15 января 1788 года крестьянин деревни Борковской Пётр Куниловский, открывший первый кабак на родине купца. Куниловский заключил контракт с содержателем питейных заведений г. Тюмени Михаилом Просоловым и получил одобрение в волостном управлении села Созоново.

Рядом с Борками находилась деревня Шешукова, где никогда при жизни Текутьева не продавалось вино и не было кабака. Деревенское общество не давало согласия на открытие питейного заведения. В этой деревне Андрей Иванович заготавливал сено на продажу. Он радовался, глядя на эту трезвую деревню, и сожалел, что в его родной деревне в 11 постоялых дворах продавалась водка и работал кабак, хозяином которого в то время был Павел Кокорин. Этот местный богатей имел в Борках ещё торговую лавку и кожевенный завод. Об этом факте купец упомянул в том же "Сибирском листке" от 5 апреля 1907 года.

Ещё один сибирский купец Николай Чукмалдин родом из деревни Кулакова, жил последние годы жизни в г. Москве, но ежегодно посылал деньги крестьянским обществам Кулаково и Гусельниково, чтобы те не давали согласия на открытие питейных заведений. Но всё-таки винные лавки появились и там. "Кабак победил меня", - констатировал Николай Чукмалдин. Так завершилась борьба ещё одного представителя купечества с пьянством. А отменил все запреты на торговлю спиртными напитками в Сибири царь Алексей Михайлович своим указом от 30 декабря 1651 года. После этого указа кабаки в России стали легально открываться повсюду и в деревнях, и в городах.

Владимир КАЛИНИНСКИЙ.

с. Борки.