В конце мая в Московском дворце творчества детей и молодёжи «Интеллект» были подведены итоги конкурса исследований «Попробуй ответь сам!», организованного ООО «Научные развлечения». Ученик 4 класса Казанской общеобразовательной школы (классный руководитель О.П. Иоч) Роман Степаненко занял в конкурсе II место. Его научно-иследовательская работа «Что, кроме запахов, чувствует наш нос?» была признана одной из лучших в номинации «Окружающий мир». Рома вместе со своей мамой Ириной Александровной побывал в Москве, где и состоялось вручение диплома и призов победителям и всем участникам конкурса. Мальчику подарили замечательную веб-камеру и набор для физических опытов «Свет и цвет». Все эти приборы выпускает ООО «Научные развлечения».
Над своей научной работой Роман работал долго. Ему помогали учитель Ольга Павловна Иоч и родители. Вообще мальчик разносторонне развит. Он хорошо учится, играет на гитаре (даже принимал участие в Ишимском городском конкурсе юных исполнителей игры на народных инструментах), постоянно участвует в школьных олимпиадах, международном эрудит-марафоне школьников младших классов. Одним из любимых школьных предметов ученика является окружающий мир. Мальчика заинтересовала анатомия человека. Не случайно Роман собирается связать свою судьбу с медициной.
Готовя научно-исследовательскую работу, Рома искал ответы на многие вопросы. Например, такие: «Почему во время насморка люди не чувствуют запахов?», «Почему, когда пьют горькую микстуру, зажимают нос?» Рома решил подробнее узнать о функциях носа. Вместе с учителем ребёнок изучил специальную литературу, провёл эксперимент и проанализировал его. Были приготовлены картофельное, морковное и яблочное пюре. Рома принёс их в класс. Ребята завязывали глаза, зажимали носы и определяли по вкусу, что им дали попробовать. Правильно назвал, какое это пюре, только один ученик из 20.
В энциклопедии Роман прочитал, что при помощи носа люди могут различать вкус, так как органы чувств связывают нас с внешней средой. Мальчик обратился за помощью и консультацией к врачам районной больницы. Сопоставив все данные, они констатировали такой факт: пик инфекционных и простудных заболеваний приходится на один и тот же месяц – март. Спад для обеих групп заболеваний также совпадает. Он приходится на июль. В этот месяц начинается сезон ягод, фруктов, овощей, и увеличивается количество инфекционных кишечных заболеваний. Роман сделал вывод, что нос необходим не только для определения запаха, но и вкуса. И порекомендовал в своей работе беречь нос, так как ожог слизистой оболочки носа и её отёк может вызвать нарушение восприятия вкуса, а, следовательно, привести к отравлению некачественной пищей. Эту работу Роман Степаненко защищал на областном научном форуме молодых исследователей «Шаг в будущее – 2009» в Тюмени и получил высокую оценку. Мальчику было выдано свидетельство, подписанное ректором Тюменского областного государственного института развития регионального образования О.В. Ройтблат. Хотелось бы ещё добавить, что победители всероссийского конкурса «Попробуй ответить сам!» – в основном городские школьники, жители Москвы, Королёва, Уфы и Нижнего Новгорода. И только один участник – Роман Степаненко – приехал из села.
Сейчас мальчик вместе с Ольгой Павловной начал работу над новым исследованием, посвящённом гриппу. Уже проведены опыты, в течение всего учебного года мальчик занимался профилактикой этого заболевания. Он угощал одноклассников полезным фиточаем, кормил чесноком и аскорбинкой, рекомендовал пользоваться оксолиновой мазью. И в сезон простудных заболеваний в классе заболели не все ребята. Пока эта работа не завершена, Роман закончит её в будущем учебном году.
Надо сказать, что в 4 «б» классе пять учеников участвовали во всероссийских и областных конкурсах. Как рассказывает О.П. Иоч, самой первой начала заниматься исследовательской работой Алёна Барнёва. Она составляла свою родословную. Темы для научных исследований ребятам придумывает Ольга Павловна. Конечно, их она всегда соотносит с интересами ребёнка и обязательно советуется с родителями. Кстати, без этого трёхстороннего союза (учитель – ученик – родители) не получилось бы хорошего результата.
– Многие родители понимают важность исследований, – говорит О.П. Иоч. – Понимают и всячески помогают детям, приходят в школу, интересуются результатами труда.
Много времени Ольга Павловна проводит с детьми вне занятий. Ведь все работы исследовательского характера делаются не на уроках, а после них и в выходные дни. Но ради хорошего результата не жаль потраченного времени.
С Романом Степаненко я встретилась сразу после того, как он с мамой вернулся из Москвы. Мальчик очень доволен, у него прекрасное настроение, он гордится победой. Подарки Рома собирается использовать в своей дальнейшей работе. Верю, что этот целеустремлённый ребёнок обязательно добьётся своего и станет врачом или учёным.
Пусть все его мечты осуществятся!
Тамара НОСКОВА
Фото автора