Медиакарта
19:37 | 18 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Реформы необходимы. Стратегия обсуждается

Реформы необходимы. Стратегия обсуждается
14:05 | 23 октября 2012

Продолжается обсуждение Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012г. №597. Стратегия, определяющая направления и задачи развития пенсионной системы страны, подготовлена Министерством труда России и Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с заинтересованными ведомствами.

Каким образом планируется реформирование пенсионной системы до 2030г., об этом, в частности, шел разговор на селекторной пресс-конференции статс-секретаря, заместителя министра труда и социальной защиты РФ А.Н.Пудова и председателя Правления ПФР А.В.Дроздова, которая проходила с участием журналистов районных СМИ. В настоящее время положения проекта Стратегии рассматриваются на уровне законодательных органов и общественности.

В соответствии со Стратегией, основными задачами реформы пенсионной системы должны быть гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы. На сегодняшний день в пенсионной системе остается целый пласт нерешенных вопросов. Прежде всего, это отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне. Если не проводить реформ, то средний размер трудовой пенсии к 2030 году упадет до 25 процентов от средней зарплаты, сейчас коэффициент замещения трудовой пенсии по старости - 36,2 процента. Снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий - численность работающих и пенсионеров сравняется в 2028 году, дефицит бюджета ПФР в 2030г. будет уже 3 трлн руб., или 2,3 процента от ВВП.

Стратегия предусматривает реализацию трехуровневой модели формирования пенсии.

1-й уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

2-й уровень - корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15 процентов от утраченного заработка.

3-й уровень - частная пенсия. Формируется самим работником в добровольном порядке. Это может дать еще до 5 процентов утраченного заработка.

При этом в проекте нет предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Стратегия включает в себя совершенствование тарифно-бюджетной политики. Здесь ключевой принцип - обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов для всех категорий работодателей. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей, фермеров и др.).

Еще одним направлением является реформирование института досрочных пенсий. А именно установление дополнительного тарифа страховых взносов для работодателей в отношении работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда. При этом предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда, а также изменить ситуацию, когда право на досрочную пенсию предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.

Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений показал, что ныне действующая модель ведет к обесцениванию пенсионных накоплений. При прочих равных условиях размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) будет на 2987 руб. (на 13,8 процента) выше, чем у гражданина 1967 года, за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по ОПС. Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе Стратегия предлагает рассмотреть вопрос:

  • об оптимизации до 2 процентов страховых взносов на накопительную часть пенсии и направлении 4 процентов в солидарную часть пенсии;

  • о предоставлении застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2 процентов тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;

  • о поэтапном переводе накопительной составляющей в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения.

При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются. Также Стратегия предусматривает совершенствование системы формирования пенсионных прав по принципу размер пенсии зависит от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.

Стратегию предполагается реализовать в три этапа: 2013-2015гг. - первый этап, 2016-2020гг. - второй, до 2030 года - третий. Ее реализация призвана обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости.

Автор: А. ПАЙВИНА