Этой зимой с её аномально низкими температурами мы, пожалуй, как никогда зависим от работы коммунальных служб. О том, каково сегодня самочувствие самих коммунальщиков, мы беседуем с директором ООО «МУП Московское ЖКХ» Александром ПЕТРОВЫМ.
-
Трудная выдалась зима, Александр Сергеевич?
-
Какой бы она ни была, мы хорошо к ней подготовились. И эта подготовка была проведена ещё в летние месяцы. За счёт средств муниципального бюджета была построена новая котельная, которая решила сегодня многие проблемы. В администрации района чётко контролируют работу коммунальных служб этой зимой, в праздничные и выходные дни у нас организовано круглосуточное дежурство рабочих и специалистов, что позволяет оперативно решать любые возникающие проблемы. На период холодов мы приняли решение увеличить расход газа, и держим температуру чуть выше нормы. Люди говорят, что проблем с теплом сейчас стало гораздо меньше, чем раньше.
-
Январь аномален не только по числу низких температур, но и по количеству выпавшего снега. Удаётся ли справляться с этой проблемой в муниципальном образовании, имеющем самую высокую в районе протяженность дорог?
-
Наше ЖКХ за последние годы неплохо оснастилось технически. Так, в прошлом году за счет средств областного бюджета мы приобрели мусоровоз и организовали работу по сбору мусора, в том числе и в Посохово, где эта услуга ранее не предоставлялась. За счёт собственных средств (это деньги, полученные по договорам подряда) купили два трактора МТЗ для очистки и содержания дорог, переоборудовали КамАЗ под уборку снега. В результате дороги стали чиститься более оперативно. Если раньше убирали снег за 3-4 дня после снегопада, то сейчас – за 2 дня. Стараемся сократить этот срок до суток.
-
Закончился календарный год, завершается и год финансовый. Как пережили кризисный 2009-й московские коммунальщики?
-
Основной наш доход – это плата потребителей за оказываемые услуги. С самого начала этого «кризисного» года администрация района взяла под жёсткий контроль работу предприятий по оплате коммунальных услуг населением, большую работу в этом направлении проводили и наши специалисты. Но если в 2008-м сбор составил 100,6%, то в 2009-м – 98,6%. Объёмы оказываемых коммунальных услуг в минувшем году выросли: добавилось потребителей в Патрушево, мы взяли на обслуживание новый населённый пункт соседнего муниципального образования – посёлок Молодёжный, где уже проживает более 260 семей (кстати, собираемость там неплохая, на уровне 98%). И хоть в целом собираемость платежей несколько упала, задолженность перед поставщиками энергоносителей на 1 января 2010 года по сравнению с 2009-м снизилась вдвое. Мы вовремя рассчитались по текущим платежам и погасили часть задолженности. Уменьшилась и задолженность потребителей перед нашим ЖКХ: хотя по населению долги незначительно выросли, зато с нами стали лучше расплачиваться организации и другие юридические лица. Так что дебиторская задолженность в целом уменьшилась.
В кризисный год у коммунальщиков выросла зарплата, пусть сумма и не слишком впечатляющая. Так, по рабочим специальностям она увеличилась в среднем на 2 тысячи рублей.
Доходы, полученные за три последних года, и кредит, взятый в фонде поддержки предпринимательства, позволили нашему предприятию ЖКХ обрести собственный офис: мы купили трёхкомнатную квартиру площадью 100 квадратных метров в одном из новых домов посёлка Московский. Перебрались сюда накануне Нового года, 31 декабря, сейчас завершаем перепланировку и оборудование помещений. Через несколько дней у каждого специалиста будет своё рабочее место.
-
Каков штат сотрудников вашего предприятия ЖКХ? Удаётся ли им справляться со всеми проблемами?
-
Восемь населённых пунктов обслуживают всего 56 человек. По сравнению с предыдущим годом штат увеличился на 8 единиц, причём 7 из них - рабочие. У нас стабильное в кадровом отношении предприятие. Как был костяк 5 лет назад, так он сохранился и до сих пор. Это люди, которые в других отраслях работать не хотят. Более того, они не умеют работать по-другому. К примеру, огромный объём работ в восьми населённых пунктах держится всего лишь на четырёх слесарях-сантехниках – и они с этим объёмом справляются. Людей, работающих в нашем ЖКХ, не приходится убеждать, у них есть полное понимание того, что они делают, есть ответственность за то, как они выполняют свои обязанности.
А работы - более чем достаточно. Не всё ведь зависит от новых котельных и от состояния наружных сетей (а на новых сетях с 2006 года не случилось ни единой аварии) – есть ещё и внутренние инженерные сети. У нас 38 тысяч квадратных метров муниципального жилого фонда, и 90% требуют капитального ремонта. И для муниципалитета, и для предприятия ЖКХ первоочередная задача - найти денежные средства, чтобы отремонтировать дома, а значит, надо стремиться войти во все действующие программы капитального ремонта жилья. Обеспечить всех комфортными квартирами в ближайшее время вряд ли удастся, а люди живут не в будущем времени, они живут в настоящем и хотят, чтобы это настоящее было цивилизованным.
В первую очередь ведём ремонт кирпичных домов, которые ещё послужат людям, а вот «деревяшкам» пора под снос. У нас до сих пор немало двухэтажных муниципальных домов с «удобствами» во дворе.
Наша главная головная боль – канализование Московского. Крупный населённый пункт на окраине Тюмени сбрасывает стоки практически в болото. Проект канализования посёлка есть, и в ближайшее время вопрос будет решаться путём сброса канализационных сточных вод в городские канализационные сети.
Оставляет желать лучшего качество холодной и горячей воды – пока мы не можем добиться необходимой степени очистки. Старая станция водоочистки устарела и физически, и морально, мы кое-что там поменяли, и даже без существенных затрат эффект налицо, но проблема сохраняется.
-
На ваш взгляд, меняется ли отношение населения к работникам коммунальной службы?
-
Об этом прежде всего надо спросить у самого населения. Если вспомнить первый год работы, то какие уж там благодарности: не разорвали – и на том спасибо… Сейчас на сходах граждан по части ЖКХ – минимум вопросов, и если люди выступают, то чаще всего со словами благодарности.
За последние годы изменился и подход потребителей к оплате коммунальных услуг. На протяжении трёх последних лет эти платежи не ниже уровня 98%. Основная масса людей оплачивает счета без напоминаний. Даже обижаются, если напомнишь: «А вы не забыли?..» Конечно, не забыли. Пусть медленно, но меняется отношение людей к своему двору и подъезду. У нас ведь в штате нет ни одной технички – все подъезды убирают сами жители.
Изменились и наши собственные ощущения. Коммунальщики из аварийной и бригады превратились в организацию, обеспечивающую надёжность работы всех систем жизнеобеспечения. И я имею в виду не только конкретно наше ЖКХ. Качество услуг улучшилось во всех муниципальных образованиях района – работа за последние годы была проведена огромная, и потому сегодня есть серьёзный результат.
Когда в район пришла команда Усольцева, радикально изменилось отношение к нам, коммунальщикам. Если раньше нас собирали едва ли раз в полгода, то сейчас мы обсуждаем свои проблемы в еженедельном режиме. Директор ЖКХ отвечает за жизнь территории если не в той же мере, что глава муниципалитета, то почти в той же. Конечно, и контроль, и спрос высокий, и мера ответственности высока.
-
Почти пять лет назад вам, руководителю одного из немногих успешных ЖКХ района, предложили возглавить такое проблемное предприятие, как Московское. Ваши первые впечатления?
-
После Каскары пригородный Московский показался большой деревней. Сворачиваешь с тракта – и дорогу к посёлку обступают заросли сорняков, запущенный лес, обочины завалены мусором… Конечно, за последние годы территория очень изменилась: на месте леса – парковая зона с фонтаном, приведены в порядок обочины дорог, организован вывоз мусора. Изменился и облик села. Появились новые многоквартирные дома, три из них уже сданы, четвёртый заведён под крышу. Снесли много стаек и сараюшек, но немало ещё и осталось, особенно в центре посёлка.
-
Именно здесь, в Московском, в 2005-м началась реализация пилотного проекта реформирования системы ЖКХ в районе, который далеко не всеми был воспринят однозначно. Вы сами верили в успех этого эксперимента?
-
Конечно, вера должна присутствовать обязательно. Но главное – это желание добиться результата. А пути его достижения найдутся. Чтобы что-то изменить, необходимо время, год-два: изучение проблем, поиск их решения и, наконец, действие. Конечно, хорошо, когда изменения подтверждаются финансовым результатом. Но я глубоко убеждён, что и вне зависимости от денежных средств можно изменить ситуацию к лучшему, правда, степень этого «лучшего» будет несколько иной. В любом предприятии, даже там, где есть серьёзные проблемы, можно организовать нормальную стабильную работу – но для этого надо хорошенько подумать и здорово потрудиться.
Отрасль ЖКХ в недавние времена называли «чёрной дырой», но и тогда были нормально и даже успешно работающие предприятия. Не всё есть результат «системы» в целом, многое зависит от людей: от работников ЖКХ, от руководства муниципалитета, района.
В 2006-м, в первый год реализации нашего пилотного проекта, мы ведь работали на всём старом, на том наследстве, что досталось от обанкротившегося предприятия ЖКХ: на тех же котельных, водозаборе, изношенных сетях, с теми же людьми. И в первый же год сработали не с минусом в полтора миллиона (таким был результат за 9 месяцев 2005-го), а в ноль. Уже потом стали ежегодно получать пусть небольшую, но прибыль.
Сегодня Московское ЖКХ - одно из первых частных предприятий района. Недавно мы сами стали соучредителями другого предприятия ЖКХ – Червишевского.
-
ООО «МУП Московское ЖКХ» стало стратегическим партнёром территории?
-
Безусловно. Это должно быть, есть и будет – вне зависимости от формы собственности. В муниципальном образовании должна быть организация, которая первой придёт на помощь населению в любой нештатной ситуации. Сегодня все проблемы на территории решаются или силами ЖКХ, или вместе с ЖКХ. И этот нормально.
Если на территории сильное стабильное предприятие ЖКХ – то и территория сильная. Ну а уж сильной территории сам бог велел иметь сильное предприятие ЖКХ…
-
Спасибо за беседу, Александр Сергеевич, и успехов вам в вашей не всегда заметной работе.
-
Когда что-то не работает, говорят, коммунальщики бездействуют. А когда всё нормально, их работы действительно не замечают. Но потому-то всё и нормально, что коммунальщики РАБОТАЮТ!
Беседу вела Тамара Некрасова.