Перспективы Тюменской области и оценка положения дел
Они обозначены 25 октября губернатором Владимиром Якушевым в ежегодном послании к депутатам законодательного собрания, представителям органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления.
Наедине
со всеми
Нынешнее послание Владимира Якушева депутатам Тюменской областной Думы стало седьмым по счёту, и в нём представлен содержательный анализ того, что сделано в регионе за последние пять лет. Однако глава региона не только доложил об успехах и достижениях, но и обозначил основные векторы движения вперёд, указал слабые места. Так, он заявил о недостаточности использования потенциала местного самоуправления в процессах социально-экономического развития территорий Тюменской области.
Вообще, теме повышения качества местного самоуправления посвящалась значительная часть выступления. Как одной из самых важных задач, поставленных Владимиром Якушевым, прозвучала необходимость усиления эффективности работы муниципальных образований, их инвестиционной привлекательности, принятия качественных управленческих решений. В связи с этим губернатор нацелил на более динамичную и активную работу действующий в области Совет муниципальных образований.
Также Владимир Якушев чётко определил пути саморазвития территорий Тюменской области – зоны устойчивого опережающего развития, территориальные кластеры, обеспечивающие уверенный социально-экономический рост. Так, по мнению губернатора, на севере (Уват, Тобольск) сформировалась зона нефтедобычи и нефтепереработки. Вдоль транссибирского транспортного коридора (Тюмень, Заводоуковск, Ишим) – машиностроительный кластер. Кроме того, вдоль Транссиба, в связке с крупными центрами переработки сельскохозяйственной продукции – агропромышленный кластер. Естественно, особую роль играет Тюмень, как транспортно-логистический узел, центр создания и трансфера инновационных технологий. Не забыт в послании и туристическо-рекреационный кластер, складывающийся вокруг Тобольска.
Ещё один ресурс успешности региона заложен в подготовке основного капитала – человека труда, отмечена необходимость создания социальных лифтов для талантливой молодёжи, а в целом органы власти всех уровней были сориентированы на проведение грамотной социально ответственной политики.
Важно и то, что глава региона сослался в выступлении на своё послание пятилетней давности. «...Тогда в этом зале я говорил о своей мечте, – заметил Владимир Якушев. – Я предложил задуматься о том, какой образ будущего Тюменской области способен стать для нас стратегическим ориентиром, путеводной нитью во всех текущих делах и заботах». За прошедшее время наш регион добился серьёзных результатов и превратился в многоотраслевой хозяйственный комплекс, «мотором» развития которого стали инновационные технологии, а конкурентоспособность экономики достигла мирового уровня. «Будучи одним из лидирующих, динамично развивающихся субъектов Федерации, Тюменская область объективно выступает «ускорителем», «драйвером» вывода страны на новые рубежи социально-экономического развития, – заявил Владимир Якушев. – И это налагает на нас особую ответственность!»
В целом, послание «О положении дел в Тюменской области» стало одним из главных политических событий 2012 года, и мы сегодня знакомим с его ключевыми моментами.
Трибуна
порицания
«Давайте зададимся вопросом: почему одни территории развиваются динамично, а другие – ни шатко, ни валко? Почему одни активно стягивают на себя инвестиционные и человеческие ресурсы, а другие пассивно ждут наступления светлого будущего?
Конечно, есть неизбежная неравномерность исходных условий – ресурсной обеспеченности, транспортной доступности и т.д. Конечно, отсюда и различия в интересе к тем или иным территориям со стороны крупных инвесторов. Но я уверен, что сегодня основная загвоздка в другом – мы далеко не в полной мере используем возможности муниципального управления, как основного связующего звена между органами государственной власти, федеральными и региональными, и тем, что в XIX веке называли «толщей народной жизни».
Есть вещи, которые могут быть сделаны только «на земле» и только самими населяющими её людьми.
Безусловно, муниципалитеты должны обладать необходимыми полномочиями, ответственностью и ресурсами. Но сегодня местное самоуправление всем этим располагает, и прежние ссылки на его бедность и бесправие звучат уже неубедительно. Ситуация изменилась радикально – все полномочия муниципальных властей, в том числе переданные им с регионального уровня, теперь обеспечены необходимым финансированием. А вопрос эффективности их исполнения остаётся болезненным. Проблема перешла из финансовой в организационную плоскость – и в этой плоскости её надо решать…
Почему одни собирают платежи и налоги, создают рабочие места, привлекают инвестиции – а другие нет? Не потому ли, что одни всё это хотят и умеют делать, а другие – не умеют и не хотят? Тогда надо делать выводы – и самим муниципальным управленцам, и тем гражданам, которые их избирают. Я для себя некоторые выводы уже сделал».
С лёгким
климатом!
«Главным нашим общим делом в ближайшие годы должно стать создание в регионе по-настоящему благоприятного инвестиционного и, шире, предпринимательского делового климата. Нам нужна такая среда, в которой любое полезное начинание, независимо от своих масштабов, не глохнет, а плодоносит.
Нам надо наконец перейти от абстрактных разговоров об инвестиционном климате к реальным, пусть иногда и формально малым, делам. Потому что бывает так, что огромные проекты срываются из-за мелочей – или, точнее, мелочей тут нет. Речь идёт не только о банальных, но почему-то всё ещё со скрипом решаемых вопросах выделения земельных участков и технологических подключений. Речь о том, чтобы традиционное сибирское гостеприимство создало атмосферу повсеместной и неподдельной доброжелательности. Чтобы персонал аэропорта, таможни и вокзала научился улыбаться. Чтобы наши сотрудники ДПС, останавливая автомобили, не просто проверяли документы, но уточняли, не нужно ли помочь, указать дорогу, да и просто желали бы доброго пути. Всего сейчас не перечислишь, но идея, надеюсь, ясна. Словом, мы должны превратить область в территорию максимального благоприятствования инвестициям и предпринимательству…
Ещё раз хочу повторить: отношение к деловым начинаниям не должно зависеть ни от их масштаба, ни от их происхождения, внутреннего или внешнего. Всё ещё случается так, что тюменский малый и средний бизнес остаётся один на один со своими проблемами. Генеральная цель понятна и проста: новые собственные производства должны возникать в каждом муниципалитете – повторяю – в каждом. Не надо ждать прихода в удалённые сёла крупных международных компаний, мы тут не утопиями занимаемся. А вот простимулировать создание средних и малых производств мы в силах. И обязаны это сделать».
Умный капитал
«А теперь давайте спросим с себя: что является ключом к решению всех наших проблем? Моя версия ответа, которую я готов отстаивать перед кем угодно, – человек. Человеческий ресурс и капитал. Тюменская область богата талантливыми и энергичными людьми – как говорил Пётр Аркадьевич Столыпин, «народ сильный и мужественный не может быть народом бездеятельным». Но этим сокровищем нужно уметь распорядиться, нужно уметь гибко, в адаптивном режиме управлять структурой человеческого капитала. И тут ещё много предстоит сделать на всех уровнях кадровой политики.
Так, нуждается в радикальном усилении профориентационная работа. Те рабочие места, которые мы создаём, должны заполняться жителями региона. Однако сегодня, особенно на уровне органов местного самоуправления, их подготовка нередко ведётся формально, в отсутствие чёткого понимания нынешней и будущей ситуации на локальном рынке труда, без учёта проектов развития экономики муниципального образования…
Конечно, свою психологию должны перестроить и работодатели. Потому что одна из причин слабой заинтересованности выпускников школ в получении индустриальных профессий – нежелание бизнеса связываться с молодыми кадрами, не имеющими опыта работы, а также отсутствие приемлемого пакета социальных гарантий и невысокая стартовая заработная плата. Большинство работодателей желает получить готового квалифицированного специалиста, никак не участвуя в процессе его подготовки. Эта позиция понятна, но контрпродуктивна с точки зрения интересов региона, и я призываю деловое сообщество её пересмотреть».
Не портфелем единым
«Ещё одно узкое место – профессиональная компетентность управленцев, причём и муниципальных, и государственных служащих. Качество управления определяется тем, кто и как управляет – человеческий фактор способен снизить эффективность даже самого совершенного института…
Современный менеджер должен в полном объёме обладать такими качествами, как инициативность, глубокое понимание содержания своей деятельности и её перспектив, умение вести конструктивный диалог с обществом и оказывать поддержку инновационным начинаниям. И непрерывно тренировать, поддерживать в тонусе все эти качества. Тем, кто окажется на это неспособен, места во власти не будет. У нас складывается функционирующая в постоянном режиме система обучения и мониторинга компетенции сотрудников органов государственного управления. Более того, полезно бы построить аналогичную систему и для муниципальных служащих. Если такая система заработает, то станет реальностью ещё один тезис из моего послания пятилетней давности: «Я вижу область, в которой сложилась эффективная, прозрачная, ответственная система управления, основанная на развитой демократической и политической культуре». Пока он воплотился в жизнь не в полной мере, но мы обязательно осуществим и этот элемент нашей мечты».
Юрий ШУЛИНИН