Медиакарта
6:26 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Послание для региона

Послание для региона
16:02 | 26 октября 2012

Перспективы Тюменской области и оценка положения дел

Они обозначены 25 октября губернатором Владимиром Якушевым в ежегодном послании к депутатам законодательного собрания, представителям органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления.

Наедине со всеми

Нынешнее послание Владимира Якушева депутатам Тюменской областной Думы стало седьмым по счёту, и в нём представлен содержательный анализ того, что сделано в регионе за последние пять лет. Однако глава региона не только доложил об успехах и достижениях, но и обозначил основные векторы движения вперёд, указал слабые места. Так, он заявил о недостаточности использования потенциала местного самоуправления в процессах социально-экономического развития территорий Тюменской области.

Вообще, теме повышения качества местного самоуправления посвящалась значительная часть выступ­ления. Как одной из самых важных задач, поставленных Владимиром Якушевым, прозвучала необходимость усиления эффективности работы муниципальных образований, их инвестиционной привлекательности, принятия качественных управленческих решений. В связи с этим губернатор нацелил на более динамичную и активную работу действующий в области Совет муниципальных образований.

Также Владимир Якушев чётко определил пути саморазвития территорий Тюменской области – зоны устойчивого опережающего развития, территориальные кластеры, обеспечивающие уверенный социально-экономический рост. Так, по мнению губернатора, на севере (Уват, Тобольск) сформировалась зона неф­тедобычи и нефтепереработки. Вдоль транссибирского транспортного коридора (Тюмень, Заводо­уковск, Ишим) – машиностроительный кластер. Кроме того, вдоль Транссиба, в связке с крупными центрами переработки сельскохозяйственной продукции – агропромышленный кластер. Естест­венно, особую роль играет Тюмень, как транспортно-логистический узел, центр создания и трансфера инновационных технологий. Не забыт в послании и туристическо-рекреационный клас­тер, складывающийся вокруг Тобольска.

Ещё один ресурс успешности региона заложен в подготовке основного капитала – человека труда, отмечена необходимость создания социальных лифтов для талантливой молодёжи, а в целом органы власти всех уровней были сориентированы на проведение грамотной социально ответственной политики.

Важно и то, что глава региона сослался в выступлении на своё послание пятилетней давности. «...Тогда в этом зале я говорил о своей мечте, – заметил Владимир Якушев. – Я предложил задуматься о том, какой образ будущего Тюменс­кой облас­ти способен стать для нас стратегическим ориентиром, путеводной нитью во всех текущих делах и заботах». За прошедшее время наш регион добился серьёзных результатов и превратился в многоотраслевой хозяйственный комплекс, «мотором» развития которого стали инновационные технологии, а конкурентоспособность экономики достигла мирового уровня. «Будучи одним из лидирующих, динамично развивающихся субъектов Федерации, Тюменская область объективно выступает «ускорителем», «драйвером» вывода страны на новые рубежи социально-экономического развития, – заявил Владимир Якушев. – И это налагает на нас особую ответственность!»

В целом, послание «О положении дел в Тюменской области» стало одним из главных политических событий 2012 года, и мы сегодня знакомим с его ключевыми моментами.

Трибуна порицания

«Давайте зададимся вопросом: почему одни тер­ритории развиваются динамично, а другие – ни шатко, ни валко? Почему одни активно стягивают на себя инвес­тиционные и человеческие ресурсы, а другие пассивно ждут наступления светлого будущего?

Конечно, есть неизбежная неравномерность исходных условий – ресурсной обеспеченности, транспортной доступности и т.д. Конечно, отсюда и различия в интересе к тем или иным территориям со стороны крупных инвесторов. Но я уверен, что сегодня основная загвоздка в другом – мы далеко не в полной мере используем возможности муниципального управления, как основного связующего звена между органами государственной власти, федеральными и региональными, и тем, что в XIX веке называли «толщей народной жизни». Есть вещи, которые могут быть сделаны только «на земле» и только самими населяющими её людьми.

Безусловно, муниципалитеты должны обладать необходимыми полномочиями, ответственностью и ресурсами. Но сегодня местное самоуправление всем этим располагает, и прежние ссылки на его бедность и бесправие звучат уже неубедительно. Ситуация изменилась радикально – все полномочия муниципальных властей, в том числе переданные им с регионального уровня, теперь обеспечены необходимым финансированием. А вопрос эффективности их исполнения остаётся болезненным. Проб­лема перешла из финансовой в организационную плоскость – и в этой плоскости её надо решать…

Почему одни собирают платежи и налоги, создают рабочие места, привлекают инвестиции – а другие нет? Не потому ли, что одни всё это хотят и умеют делать, а другие – не умеют и не хотят? Тогда надо делать выводы – и самим муниципальным управленцам, и тем гражданам, которые их избирают. Я для себя некоторые выводы уже сделал».

С лёгким климатом!

«Главным нашим общим делом в ближайшие годы должно стать создание в регионе по-настоящему благо­приятного инвестиционного и, шире, предпринимательского делового климата. Нам нужна такая среда, в которой любое полезное начинание, независимо от своих масштабов, не глохнет, а плодоносит.

Нам надо наконец перей­ти от абстрактных разговоров об инвестиционном климате к реальным, пусть иног­да и формально малым, делам. Потому что бывает так, что огромные проекты срываются из-за мелочей – или, точнее, мелочей тут нет. Речь идёт не только о банальных, но почему-то всё ещё со скрипом решаемых вопросах выделения земельных участков и технологических подключений. Речь о том, чтобы традицион­ное сибирское гостеприимство создало атмосферу повсеместной и неподдельной доброжелательности. Чтобы персонал аэропорта, таможни и вокзала научился улыбаться. Чтобы наши сотрудники ДПС, останавливая автомобили, не просто проверяли до­кументы, но уточняли, не нужно ли помочь, указать дорогу, да и просто желали бы доброго пути. Всего сейчас не перечислишь, но идея, надеюсь, ясна. Словом, мы должны превратить область в территорию максимального благоприятствования инвестициям и предпринимательству…

Ещё раз хочу повторить: отношение к деловым начинаниям не должно зависеть ни от их масштаба, ни от их происхождения, внутреннего или внешнего. Всё ещё случается так, что тюменс­кий малый и средний бизнес остаётся один на один со своими проблемами. Генеральная цель понятна и прос­та: новые собственные производства должны возникать в каждом муниципалитете – повторяю – в каждом. Не надо ждать прихода в удалённые сёла крупных международных компаний, мы тут не утопиями занимаемся. А вот простимулировать создание средних и малых производств мы в силах. И обязаны это сделать».

Умный капитал

«А теперь давайте спросим с себя: что является ключом к решению всех наших проблем? Моя версия ответа, которую я готов отстаивать перед кем угодно, – человек. Человеческий ресурс и капитал. Тюменская область богата талантливыми и энергичными людьми – как говорил Пётр Аркадьевич Столыпин, «народ сильный и мужественный не может быть народом бездеятельным». Но этим сокровищем нужно уметь распорядиться, нужно уметь гибко, в адаптивном режиме управлять структурой человеческого капитала. И тут ещё много предстоит сделать на всех уровнях кадровой политики.

Так, нуждается в радикаль­ном усилении проф­ориентационная работа. Те рабочие места, которые мы создаём, должны заполняться жителями региона. Однако сегодня, особенно на уровне органов местного самоуправления, их подготовка нередко ведётся формально, в отсутствие чёткого понимания нынешней и будущей ситуации на локальном рынке труда, без учёта проектов развития экономики муниципального образования…

Конечно, свою психо­логию должны перестроить и работодатели. Потому что одна из причин слабой заинтересованности выпускников школ в получении индустриальных профессий – нежелание бизнеса связываться с молодыми кадрами, не имеющими опыта работы, а также отсутствие приемлемого пакета социальных гарантий и невысокая стартовая заработная плата. Большинство работодателей желает получить готового квалифицированного специалиста, никак не участвуя в процессе его подготовки. Эта позиция понятна, но контрпродуктивна с точки зрения интересов региона, и я призываю деловое сообщество её пересмотреть».

Не портфелем единым

«Ещё одно узкое мес­то – профессиональная компетентность управленцев, причём и муниципальных, и государственных служащих. Качество управления определяется тем, кто и как управляет – человеческий фактор способен снизить эффективность даже самого совершенного института…

Современный менеджер должен в полном объёме обладать такими качествами, как инициативность, глубокое понимание содержания своей деятельности и её перспектив, умение вес­ти конструктивный диалог с обществом и оказывать поддержку инновационным начинаниям. И непрерывно тренировать, поддерживать в тонусе все эти качества. Тем, кто окажется на это неспособен, места во влас­ти не будет. У нас складывается функционирующая в постоянном режиме система обучения и мониторинга компетенции сотрудников органов государственного управления. Более того, полезно бы построить аналогичную систему и для муниципальных служащих. Если такая система заработает, то станет реальностью ещё один тезис из моего послания пятилетней давности: «Я вижу область, в которой сложилась эффективная, проз­рачная, ответственная система управления, основанная на развитой демократической и политической культуре». Пока он воплотился в жизнь не в полной мере, но мы обязательно осуществим и этот элемент нашей мечты».

Юрий ШУЛИНИН