Медиакарта
0:38 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пролить свет на историю края

Откуда берутся силы?

Каждое воскресенье рано утром Валентина Александровна Попова из дальней деревеньки Новосёлки добирается в Голышмановский храм на автобусе. Удержать её дома может разве что недуг или непогода. В этом году отметила старушка восьмидесятилетие, и твёрдо уверена, что силы и здоровье ей только Господь даёт. Детство Валентины, как у всех людей того поколения, было тяжёлым. Во время войны девчонка и зерно молотила, и снопы вязала, и сено косила. В отцовской семье они вдвоём со старшей сестрой росли, та на военном заводе работала, давно уж её в живых нет. Отец, как ушёл на фронт, сгинул без вести. Никаких сведений о нём по сей день найти не удалось. Не на кого надеяться было, у Валентины Александровны больше сорока лет трудового стажа. Вышла замуж, родила, поставила на ноги семерых детей и, как говорит, в декретном отпуске ни разу не была. Восьмым вырастила внука-сиротку, 32 года ему сейчас.

– Пять человек родных погибли в войну, а я вот всё живу, – с трудом выговаривает слова Валентина Александровна. После инфаркта, который случился несколько лет назад, речь сильно нарушилась. – Всю жизнь – в Голышмановском районе. Одной плохо. Вот недавно задумала сучки у тополя обрубить, кого просить? Вечером помолилась Господу, поплакала, а на следующий день внук приехал, всё сладил.

В свои почтенные года в порядке содержит Валентина Александровна усадьбу свою, как свечечка, стоит домик посреди ветхих деревенских избёнок. На подворье коз держит, кур, огород садит. Конечно, дети, внуки помогают, рядом живут, в Терёхино. Во время разговора нашего поведала старушка такой рассказ.

Версия первая одного захоронения

– С детства я в церковь ходила, в Евсино, пешком, с бабушкой, с матерью. Потом храм наш разбили, батюшку с матушкой расстреляли. В церкви склад сделали, пшеницу туда засыпали. Мы, как веять её начинали, плакали. Нету церкви, нету батюшки. А схоронили их в Евсино на кладбище, до сих пор могилка сохранилась. Ходят туда люди. Парень, с которым я дружила, на тракторе работал, сам мне рассказывал, как хотели сравнять эту могилку с землёй. Как, говорит, подъеду к тому месту – всё, глохнет трактор. Три раза повторял попытку, а потом испугался, неспроста, дескать, это. Потом оказалось и вправду. Жил в Михайловке мужик один, заболел шибко, ноги отнялись. И вот он во сне увидел, что оградкой могилку огородит и выздоровеет. Так и сделал. Встал на ноги. Женщина, которая рассказывала мне всё это, была его соседкой, жила в Одино, но она умерла давно...

Могилка, на которую указала Валентина Александровна, действительно, в Евсино есть. У самой дороги. Железный крест, что когда-то стоял, давно его не напоминает: навязаны платки, полотенца, искусственные цветы. Большой куст сирени заполонил всю оградку. Но никто из местных жителей не может точно сказать, кто здесь похоронен. Говорят, раньше здесь располагалось старое кладбище. Со всех окрестных деревень туда хоронить везли: из Чемакиной, Крутихи, Новосёлок, Андреевки, Федотовой, Горлановой.

Версия вторая

Наталья Викторовна Новопашина одна из старожилов деревни, ей 83 год идёт. Она рассказала, что священник с матушкой жили в Одино, потом арестовали его. О могилке одинокой известно ей, говорит, часто туда ходят. Вместе с дедом ухаживают, оградку вот нынче поправили, приколотили.

– Похоронены там Серафима и Иван Пинигины, муж с женой, вроде, молнией их убило. Из деревни Федотовой они. Никто не знает, как и когда их хоронили.

По крупицам собирая сведения

Преподаватель истории Евсинской школы Елена Анатольевна Калиновская историей церкви в селе интересуется давно. Когда училась в Тобольском институте, много времени проводила в архиве. Оттуда и привезла копии Клировых ведомостей – ежегодных записей по Ильинской церкви. По этим документам вместе со своей ученицей Аней Кугаевской принялись за исследовательскую работу. Узнали о здании, церковной утвари, храмовых иконах. Выяснили, что церковь в Евсино действовала с 1825 по 1936 годы. Затем в ней был склад, клуб. На месте, где стоял храм, теперь два памятника: погибшим в 1921 году и в годы Великой Отечественной войны.

В первой Клировой ведомости за 1832 год упоминается о старом здании церкви Ильи Пророка в селе Евсинском Ишимского уезда, которое было построено в 1825 году «тщаниями прихожан». Храм был деревянный, с таковою же колокольней. Новое здание выстроено в 1905 году на средства прихожан: «деревянное, на каменном фундаменте, внутри не оштукатурено...» В 1880 году появляется запись о часовне в деревне Терёхиной, В 1894 году значатся при церкви уже три часовни: в Терёхиной, Оськиной и Томской. Про старое здание церкви в 1908 году сказано, что оно продано обществу деревни Федотовой Евсинского прихода. Расстояние от Евсинского храма до деревни Федотовой 15 вёрст, а церковь называется Вознесенской. Вот тут и всплывает деревня Федотова, откуда, по словам Новопашиной, и похоронены муж с женой. Священники ли они были или ещё кто, неизвестно.

На вопрос о захоронении Е.А. Калиновская ответить не смогла. В деревне говорят, что там лежит какой-то святой, а чудесная сила месту приписывается, потому как несколько раз пытались сравнять с землёй, когда строили улицу – не удалось. Про убийство священников Елена Анатольевна тоже не слышала, но заинтересовалась нашей информацией. Впрочем, исследовательская работа только начата, в Клировых ведомостях есть и сведения о священнослужителях: какое образование имели, сколько детей было. В Солодилово живёт Пётр Константинович Флоринский, его дедушка, Владимир Семёнович Флоринский был дьяком в Евсинской церкви, он давно умер.

Может быть, кто-то из читателей нашей газеты знает какие-либо сведения об Евсинском храме в честь пророка Божия Ильи, о его служителях, о той загадочной могилке – звоните, пишите или приходите в редакцию. Пока мы можем только предполагать, никаких доказательств и фактов для подтверждения слов Валентины Александровны Поповой нет. Надеемся, с вашей помощью удастся пролить свет на историю края.

Фото Виталия Ракова