Медиакарта
5:09 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Километрами судьбы

Иван Иванович Саута этой осенью отметил восьмидесятый год своего рождения. За плечами – долгая жизнь, воспоминания, которые цепко хранит в своей душе. Иван родился и вырос в селе Голышманово в семье, где было восемь детей.

Война ворвалась в привычный сельский уклад, отняла самых близких. Семья так и не дождалась с фронта старших Александра и Владимира. Спустя годы Иван назвал именами братьев своих сыновей. В 1947 году родители хотели уезжать на Украину, продали к зиме всё: дом, хозяйство. С небогатым скарбом отправились на разъезд, там должны были подать товарный вагон для перевозки пожитков. Только приехали, а наутро в стране объявили о денежной реформе.

Что было делать: деньги все обесценились и уезжать стало бессмысленно. Собрались с братом Василием, да в лес - пилить дрова, на заработки. Семь километров – до деляны вдоль железной дороги. Снегу по пояс, пока доберёшься, весь вымокнешь. Придёт вагон четырёхосный, а в него 66 кубометров надо загрузить. Два человека на платформе, четверо – в вагон подают. А если покрупнее лесины – на палки и вчетвером к вагону тянут. Норма на каждого – по десять кубометров двухметровых брёвен. Силёнки у парней ещё никакой: Ивану пятнадцать тогда едва исполнилось, Василий - чуть старше. Хорошо одно было - карточную систему отменили после реформы, хлеб уже можно было купить. Картошку, капусту с собой из дома брали. В лесу костёр разведут – печёнок напекут. Сахару было много, вот и посыпали сахарком капусту. Лес отправляли в Омск, на военный завод, на суконную фабрику, оттуда продуктами снабжали лесорубов.

Ещё до армии окончил Иван Саута курсы трактористов, даже в Хмелёвском совхозе сезон отработал. А после службы, в 1954 году, поехал в Омутинку на курсы шоферов. С тех пор вся его дальнейшая жизнь связана с автотранспортным предприятием, с перевозкой грузов, с дорогой. Исколесил не только Голышмановский район и его окрестности, но и отдалённые районы.

В одной из таких командировок встретил Иван Саута свою любовь. Тогда бухгалтер предприятия уезжала на жительство в Маслянку. Ивана командировали увезти ей дрова. Ох, какими золотыми по тем временам оказались они! Доехал до Ишима, а там мост затопило. Люди посоветовали – через Казанку. Кое-как по бездорожью увёз он груз. На обратном пути у деревни Шагалово тормозит машину милиционер, рядом с ним – девчушка:

– Довези, парень, медсестричку до Казанки, на работу опаздывает! Только тебе через Петропавловск придётся, здесь не проедешь – дорогу размыло.

В Казанку приехали уже затемно, в ночную смену Мария опоздала, была очень расстроена. Да и устала – бездорожье, кочки да рытвины. А рядом – высоченный, здоровый мужик с бородой. В Казанке распрощались, Иван пошёл проситься на постой. Едва устроился в машине, в селе пожар начался – все туда! Среди толпы он снова рассмотрел эту хрупкую маленькую девушку, которая уже не выходила из головы.

Несколько раз приезжал Иван к родственникам невесты – сватался. Решилась всё же Маша связать свою жизнь с Иваном. Привёз её в посёлок в недостроенный ещё дом. А посёлок Голышманово тогда был – чистая «Венеция». Улицы утопают в воде, без резиновых сапог – не пройти, местами даже лодками пользовались, чтобы перебраться через залитые до краёв канавы. Сейчас он смеётся:

– Сам удивляюсь, как моя Маша не уехала отсюда на следующий же день!

Дом обживали уже вместе. Мария Ивановна увидела в муже гораздо большее: внимание и заботу, желание уберечь от житейских невзгод и проблем. Сноха Наталья рассказывает:

– Я, когда вышла замуж за их младшего сына Александра, тоже поначалу была удивлена особому отношению к женщинам в этой семье. Сама выросла в деревне, привыкла к сельской работе. Поначалу схватишь полные вёдра – и вперёд. А Иван Иванович как увидел меня однажды, отчитал: «В нашей семье женщины больше котелка не поднимают!»

Иван да Мария в жизни никогда не ссорились. Да и некогда было. Она работала в больнице, он уходил в АТП рано утром, возвращался затемно. Водил тогда грузовой «ЗИС-5». Иван Иванович – один из тех, кто стоял у истоков автотранспортного предприятия. Он вспоминает:

– Здесь у нас стояла Ишимская автоколонна – газогенераторные машины были в командировке. Этой Ишимской колонной руководил Лынь Пётр Тимофеевич. Потом ещё машины из Аромашево прислали. Комаров стал начальником, Алексей Борисович Сухов – механиком. Сначала автобаза раполагалась за нефтебазой, потом перебазировали её за ветучасток. А как тяжело работалось – дорог не было, ездили на лопате, как мы тогда говорили. К примеру, от Усть-Ламенки до Глубокой лес проедешь, а дальше – дороги нет. Воду спускаешь и – пешком в посёлок. А на следующий день Лынь по совхозам звонит, просит бульдозер – машины без него не тронутся с места.

Таких историй у моего собеседника – огромное количество. Он помнит всех своих товарищей, с кем сводила судьба. Позднее директор АТП И.Н. Калиниченко направил И.И. Сауту на курсы в Омск.

К дисциплине Иван Иванович был строг. Когда стал заведовать производством, преобразились гаражи и ремонтные мастерские – в марте цветы росли, художник А.И. Леонович раскрасил здание гаража под мрамор. Тюменское начальство в пример другим голышмановцев ставило. Условий, конечно, ещё долго не было для работы – всего шесть тёплых мест в гараже, остальные автомобили – на улице в ряд стояли.

С 1974 года Иван Иванович стал в АТП контрольным механиком. Двадцать лет следил за порядком на дорогах. Тогда главный контролёр был обязан отслеживать не только пассажирские перевозки предприятия, но и весь грузовой и автобусный парк района. Кроме солдатских и милицейских машин – все были в подчинении контролёра. К примеру, идёт порожняком машина в Омутинку, он направит её на железную дорогу – там уголь разгружают, надо увезти в Усть-Ламенку, или скот из совхоза - в Ишим. А уж какой жёсткий контроль был за водителями АТП – отдельная история. Благодаря контролю и вниманию со стороны старшего наставника, формировался коллектив водителей на предприятии. Многие трудятся и сейчас – ответственные, знающие своё дело.

Ещё несколько лет после выхода на пенсию работал Саута на родном предприятии. И сейчас не забывают в ЗАО «Автотранс» своих ветеранов – поздравляют с праздниками, дарят подарки, приглашают на мероприятия. А самое главное, пожилые люди всегда могут обратиться к руководителю предприятия К.В. Игнатьеву, если потребуется помощь и поддержка. Взаимовыручка, преемственность поколений среди автотранспортников сложилась годами и измерена километрами дорог.

Фото из семейного альбома

Автор: Любовь Алексеева