Учителями славится Россия…
Именно учителя изо дня в день, из века в век несут людям знание и любовь, учат доброте и почитанию. В зависимости от исторической эпохи статус учителя изменялся. В современном, быстроменяющемся мире к учителю выдвигаются всё новые требования.
Учитель – не только предметник, владеющий методикой преподавания, но и высокообразованный, воспитанный, высоконравственный, политически грамотный, с широким кругом интересов гражданин своей страны.
В клубе деловых и интересных встреч редакции газеты «Знамя труда» в преддверии Дня учителя собрались молодые педагоги школ и детских садов района, чтобы поговорить на волнующие современное учительство темы.
Л. ДЮРЯГИНА: По какому из предложенных вариантов вы оцениваете свой выбор профессии:
-В выборе профессии ошибся.
-Удачный выбор.
-Разве я мог подумать?
-Мама, куда я попал, и где мои чемоданы?
Жанар Шайкенова (учитель немецкого языка Пинигинской школы): Я окончила Ишимский педагогический институт по специальности учителя русского языка и литературы. Однако по своей специальности в селе работы не нашла. Предложили попробовать себя в роли учителя немецкого языка. Работать непросто, я этого не скрываю, потому что являюсь единственным учителем немецкого в своей школе. Все учащиеся, начиная со второго класса и заканчивая одиннадцатым, изучают немецкий. Всем я должна дать необходимые знания. После занятий в школе до глубокой ночи разрабатываю уроки, работаю со словарями. Несмотря на все трудности, свою профессию люблю, хотя предпочла бы всё же работать по своей специальности.
Ксения Долгих (учитель биологии школы №1): Абсолютно уверена в том, что сделала удачный выбор в плане профессии. В Сорокинскую школу пришла на работу сразу после окончания педагогического института и не разочаровалась.
Жаслан Омаров (учитель истории и обществознания школы №1): Из предложенных вариантов мне наиболее близок «Разве я мог подумать ?». Сам я из учительской династии, поэтому всю подноготную профессии хорошо знаю с детских лет. Никогда не думал, что буду учителем. Даже сфера интересов была совершенно иной. После окончания университета, где, кстати, получил профессию учителя, трудоустроился не по полученной специальности, а по своим интересам и желанию. По воле судьбы попал в Сорокинский район и стал работать в школе учителем истории и общество-знания. В первые месяцы, когда происходило моё становление как педагога, возникала мысль «А надо ли мне это?», хотелось всё бросить и бежать. Перелом произошёл, когда стал замечать успехи моих учеников.
Екатерина Тимашкова (учитель истории и обществознания школы №1): В моём случае всё гораздо проще. Я уже с 9 класса чётко знала, куда буду поступать, осознавала, что буду учителем. После окончания 11-го класса поступила на заочное отделение в Тобольский педагогический институт. После третьего курса стала трудиться в Викуловской школе. После переезда в Сорокино пришла работать в свою родную школу. Там не считаю себя случайным человеком – это моя детская мечта.
Елена Амирова ( социальный педагог школы № 3): Как и многие мои коллеги, окончила ИГПИ им. Ершова по специальности педагога-психолога. В школе работаю только несколько месяцев. Сначала было очень трудно, но теперь могу сказать, что втянулась и чувства разочарования в выборе профессии у меня не возникает.
Амира Абдрахманова (учитель английского языка школы №1): После окончания Ишимской школы № 2 поступила в Омский государственный педагогический университет. В 2010 году стала работать в Сорокинской школе № 1 учителем английского языка. Считаю, что педагогическая работа – это моё призвание.
Людмила Елёва (педагог-логопед детского сада № 2): В детском саду всё гораздо проще, чем в школе. Все занятия по современным требованиям проходят в игровой форме. Работать очень интересно, хотя, будучи студенткой, уверяла, что в детский сад работать не пойду. Теперь же своё мнение изменила и буду работать с дошкольниками.
Евгения Запалова (воспитатель детского сада № 2): Профессию свою люблю, люблю детей, а значит, в выборе своей профессии не ошиблась.
Максим Ружин (учитель физической культуры школы №1): С детства увлекался спортом, поэтому, когда пришло время определиться с выбором профессии, решил связать её со спортом. Так стал учителем физкультуры. Работать нравится, с детьми я нахожу общий язык.
Елена Хасанова (воспитатель детского сада № 2): Нисколько не пожалела о том, что в своё время связала свою жизнь с педагогикой стала воспитателем. По своей специальности работаю уже пятый год. А вот тем, кто работает в школе, не завидую.
Ж. Шайкенова: Тоже считаю, что работать с дошкольниками легче. Сама имею опыт работы в детском саду. Малыши верят в чудо и сказку, из них можно «лепить» всё, что захочешь. В школу же приходят сформировавшиеся личности.
-Какова, на ваш взгляд, мотивация детской ожесточённости?
Ж. Шайкенова: Всё идёт из общества. В стране, где по телевидению идёт пропаганда насилия, жестокости и хамства, разве можно воспитать других детей? Дети очень хорошо усвоили свои права, но ничего не хотят слышать о своих обязанностях. На первый план выдвинуто получение непомерного количества знаний. На задний план отошло всё, что дисциплинирует ребёнка, прививает ему нравственные и моральные качества.
К. Долгих: Я думаю, что нынешнему поколению позволено очень многое. Чем больше в них вкладываешь, тем более неблагодарными они становятся. Когда мы были детьми, у нас не было особых удобств и комфорта в школе, не было такой современной техники, но на своих учителей мы смотрели с благоговением. Учитель был непререкаемым авторитетом как для самих учеников, так и для их родителей.
Ж. Омаров: В СМИ ежедневно говорят и пишут о правах ребёнка, и дети, зная свои права, игнорируя обязанности, научились чётко манипулировать взрослыми, в том числе и своими учителями. Одним словом, дети чувствуют себя безнаказанными.
Мария Павлова (учитель начальных классов Пинигинской школы): На мой взгляд, всё идёт из семьи. Если в семье отсутствуют ценности, родители жестоки по отношению к детям и друг к другу, то чего можно ожидать от детей, когда у них есть такой пример?
Сущность таких моральных ценностей, как любовь к Отечеству, героизм, стойкость и мужество в борьбе за свободу, честь, независимость и могущество Родины, будет для ребёнка пустым словом, если он сначала не усвоит элементарные общечеловеческие нормы нравственности.
-Как вы поступите, увидев своего ученика, который ведёт себя в общественном месте аморально?
Е. Тимашкова: Бывали такие случаи. Делала замечания. На мои слова реакция была следующей: «А Вы вообще не наш учитель, и это не ваше дело». Такие ученики были и во времена нашего детства, но их были единицы, сейчас же подобное наблюдается сплошь и рядом. Нам некогда было думать о дурном, нас воспитывали трудом: практика летом, уборка класса после уроков и др.
М. Павлова: Другая реакция на замечание по поводу поведения или поступка, с которой приходилось сталкиваться: «Мы же не в школе сейчас находимся, так что будете предъявлять претензии, когда будем в школе, а сейчас мы будем делать то, что хотим». Авторитет учителя теперь не в цене.
-Можно ли исправить сложившуюся ситуацию?
М. Павлова: Здесь необходимо взаимодействие с родителями, которые должны вразумить своих детей.
Ж. Омаров: Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно незамедлительно реформировать систему образования.
Существующая ныне система, как показывает практика, уже себя изжила. Необходимо, чтобы дети трудились, - в прямом значении этого слова. Получается, что сейчас, имея серьёзную учебную нагрузку, многие дети не справляются с ней, да и физически работать у них нет времени. А ведь труд действительно облагораживает. К тому же сейчас вся нагрузка и ответственность за детей легли на школу, от семьи отдачи нет.
Ж. Шайкенова: На мой взгляд, необходимо вернуть всё лучшее, что было в советской системе образования, ведь самые сильные выпускники - из стен советской школы. Почему-то Америка работает по системе советской школы, мы же работаем по тому, по чему работаем. Информации учащиеся получают с лихвой, но усваивать её успевают далеко не все.
Ж. Омаров: Сегодня наша система образования занимает далеко не лидирующие позиции. Страны, отдавшие предпочтение системе образования, действовавшей в Советском Союзе, занимают первые места. Среди них Франция, Германия, США.
Е. Тимашкова: Раньше у детей и жизнь была куда интереснее. Совместные праздники и будни, участие в агитбригадах и трудовых бригадах… Учителя совместно с родителями организовывали для детей путешествия по городам России. Сегодня на совместный досуг остаётся очень мало времени, дети устают, да и учителя загружены бумажной работой. Про поездки вообще сегодня говорить нечего. Всё это не только стоит больших денег, но и подготовительная работа по организации поездки очень непростая.
-Совсем недавно серьёзной (особенно в сельских и деревенских школах) была проблема изучения иностранного языка. Изменилась ли ситуация сегодня?
Ж. Шайкенова: Преподаватели иностранных языков в школах района сегодня есть. Где-то это учитель английского, где-то - учитель немецкого, где-то есть и тот, и другой. Изменилась ситуация по отношению детей к их изучению. Порой приходится убеждать своих учеников, которые хотят изучать английский (в нашей школе ведётся только немецкий), что языки всё равно родственные, что при поступлении необходимо знать какой-то из этих языков.
Ж. Омаров: Хотелось бы за-тронуть другую серьёзную проблему, стоящую перед современным учителем, – огромный бумагооборот в школе. Отчёты по каждому поводу, анализ уроков, контрольных работ, мероприятий, всевозможные справки… Это то, что сегодня делает учитель. Время, которое можно было уделить ученикам, теперь занимают бумаги.
-В какой мере зависит будущее учеников от вас, работники детских садов, от вас, молодые педагоги?
Л. Елёва: От меня, как от логопеда, зависит, насколько чётко и внятно будут говорить мои воспитанники. Сегодня мне ещё не всегда удаётся исправлять речь дошкольников, но я вижу результаты и стремлюсь к тому, чтобы каждый из них говорил правильно.
Е. Запалова: От нас, как от воспитателей детского сада, зависит многое. Мы уже в раннем возрасте должны заложить первоначальные знания и навыки, которые помогут ребёнку и учителю в школе.
М. Павлова: Действительно, детей, которые приходят из детского сада, видно. Они многое знают, многое умеют, они понимают, что такое занятие, знают требования педагога, умеют общаться друг с другом. Адаптироваться к школе им значительно легче.
А. Абдрахманова: Профессия учителя очень ответственная и у каждого может ассоциироваться с рядом других профессий. Лично для меня она ассоциируется с профессией строителя. Мы строим личность ученика, а потому ответственны за его будущее и, возможно, за будущее России. Вложенные в детей знания и умения в будущем покажут, каких врачей, учителей, инженеров мы смогли вырастить.
Е. Тимашкова: Как бы ни старался учитель заинтересовать всех своих учеников, ему не удаётся сделать это. Есть категория учащихся, просто не желающих учиться. Они твёрдо уверены в том, что какую-нибудь специальность всё-таки получат. Потом такие «специалисты» приходят работать в организации и на предприятия...
М. Ружин: Учителю надо любить своих учеников, и тогда всё получится.
-Как вы совершенствуетесь в профессии, занимаетесь ли самообразованием?
К. Долгих: Сегодня с этим проблем нет - особенно у молодых. Вот у педагогов старшего поколения они могут возникать. Вся информация в настоящее время предоставляется в электронном виде (электронные уроки, электронные учебники). Молодёжь ко всему новому относится проще и берётся за новшества без проблем, тем же, кто привык работать по старинке, сложнее, но и они тоже справляются с этим.
Ж. Шайкенова: Совершенствуются сегодня и учащиеся. Они тоже хорошо знакомы с компьютерными технологиями и Интернетом. Благодаря тому, что сегодня ученики много черпают информации из Интернета, остались единицы читающих детей. В библиотеке сегодня можно увидеть только малышей, которые недавно пришли в школу из детского сада. Задавала своим ученикам вопрос: «Как относитесь к чтению и книгам?» Ответ поразил: «Равнодушно». Если человек не читает, то обедняются его внутренний мир, словарный запас, лексикон.
Е. Тимашкова: Отрадно, что в образовательных учреждениях всё же есть дети, которые пришли в школу за знаниями, они многое знают, они стремятся к чему-то новому.
-Имеет ли учитель право на слабости?
Е. Тимашкова: Учителю нет времени думать о слабостях, даже дома - особенно, если в семье есть дети…
-Профессия учителя – какая она?
Ж. Шайкенова: Быть учителем – это огромный, тяжёлый труд. Это огромная ответственность за своих учеников.
Е. Амирова: Учитель – пример для ребёнка во всём.
Ж. Омаров: Профессия учителя – профессия доблести и чести. Он должен уметь взывать к душам детей, уметь повести за собой.
Фото Тамары БЫЧКОВОЙ.