Много верст походом
пройдено…
Настал день, когда наши войска пересекли государственную границу Югославии. Здесь почувствовалась существенная помощь партизан, но уже не наших, а югославских. На улицах население тепло встречало победителей, а впереди – Белград. Город был хорошо укреплен. В субботу 14 октября 1944 г. немцы вытащили на улицы тяжелые орудия и установили их на крышах высотных зданий. Почти шесть суток шли ожесточенные бои. Не раз ходил в разведку с товарищами Анатолий Георгиевич.
Вот как об освобождении Белграда вспоминал югославский писатель Иво Андрич:
«На рассвете 20 октября наконец-то воцарилась тишина, которая через некоторое время превратилась в неописуемую музыку песен, смеха и радостных слез. Распахивались двери и окна домов, и люди кричали, указывая в глубину улицы: «Русские! Наши! Русские!»
А мимо проходили бойцы. Спокойные парни в касках и серых шинелях, вперемешку с нашими партизанами. Среди грузовых машин было несколько немецких, одна даже со свастикой. Женщина выбежала на дорогу и, раскинув широко руки, встала перед ней. Кто-то уже тащил воду, кто-то скребок. Буквально за несколько минут фашистская свастика исчезла, а на бойцов сыпались поздние октябрьские цветы. Люди смеялись и плакали, но это были слезы радости после почти четырехлетней оккупации…»
Анатолий Георгиевич был награжден медалью «За участие в героическом штурме и освобождении Белграда – столицы Югославии».
Как и все освободители, он видел там известного писателя, военного корреспондента «Комсомольской правды» Константина Симонова, который написал о взятии Белграда очерк и несколько стихов:
«Ночь над Белградом тихая
Вышла на смену дня.
Вспомним, как ярко вспыхивал
Яростный гром огня».
Январь 1945 года принес населению Венгрии новость: «Русские окружают Будапешт».
Венгерский драматург Йожев Дарваш писал: «Туговато им придется. Гитлер еще силен. Да и у нас немало таких, кто верит в победу его армии: жандармы, полицаи, торговцы, нилошисты (местные фашисты) устраивают бесконечные облавы и приказывают брать в руки оружие и защищать столицу.
В Венгрии от русского нашествия число трупов на улицах увеличивается. Штурм города русские начали в предновогоднюю ночь. Почти полтора месяца шли бои за Будапешт.
13 февраля 1945 года столица Венгрии была освобождена от немецко-фашистских полчищ. В этой жестокой битве, на видавшей виды трофейной машине, принимает участие ее водитель А. Сорокин, который был награжден боевой медалью «За участие в героическом штурме и взятии Будапешта».
Фронтовой поэт Семен Гудзенко писал:
«Никогда я не забуду,
Сколько буду на войне,
Взбудораженную Буду,
Потонувшую в огне.
И обломки переправы,
И февральский
ледоход,
И Дуная берег правый,
Развороченный,
как дзот».
Громить фашистов солдатам 3-го Украинского фронта помогала 1-ая болгарская армия. А в это время немецкий генерал Дитрих задерживал нашу армию у озера Балатон и ставил задачу вернуть Будапешт.
Перед ним стояла цель не пустить советскую армию в Австрию. Если немцы одержат победу в Венгрии, то советское командование вынуждено будет перебросить сюда часть своих войск и ослабить наступление на Берлин. Вскоре армия Дитриха была разгромлена.
Война закончилась для большинства солдат, только не для нашего земляка. Рядовой А.Г. Сорокин награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», которая от имени Президиума Верховного Совета СССР была вручена ему 9 Мая 1946 года командиром 66-го автотранспортного Краснознаменного полка подполковником Масловым.
Вдумайтесь в эту запись, дорогие друзья! Уже год как закончилась война, а наш парень все еще в строю. И еще почти год будет служить Родине верой и правдой. Вернется домой только в 1947 году. У него большое количество наград за его ратный труд, но особенно дорожил и хранил он поздравление Маршала Советского Союза, министра обороны Г. Гречко.
В родном доме
Он стремился все шесть лет к этому небольшому домику, где из окна был виден восход солнца и любимая река.
Всю жизнь проработал шофером. Его хорошо знают руководители учреждений, организаций, где он трудился.
Один из них, бывший заведующий отделом культуры, В.А. Шестернев и предложил написать об этом человеке. Он хорошо помнит случай, когда Анатолий Георгиевич первым бросился тушить пожар в церкви. Тогда он пострадал и сам. Не забыл он и день, когда в ледяной воде около тонущего автобуса люди увидели А.Г. Сорокина, спасшего жизнь мальчика. Каждый из присутствующих хотел прикоснуться к спасителю, чтобы помочь прийти в себя. Уже дома близкие натирали его водкой. Многим жизнь спас Анатолий Георгиевич. Во дворе он всегда хранил спасательные средства: багор и веревку.
Автор этого очерка помнит, как Сорокин спас ее подругу Тому Насуленко. Он вытащил ее из заводи у моста. Машины скорой помощи тогда не было. Сорокин был и спасателем, и доктором. Помнится и случай с челябинским мальчиком, утонувшим в реке Ишим. Поиском занимались многие жители, а нашел утонувшего Сорокин.
В 1966 году председатель Абатского райисполкома А. Ефимов от имени Президиума Верховного Совета СССР в торжественной обстановке вручил Анатолию Георгиевичу медаль «За спасение утопающих».
Личная жизнь Анатолия не складывалась. Вместе с тетей Лизой досталось ему нелегкое бремя воспитывать и растить девочку. Дочь Вера особенно благодарна Лидии Александровне Панкратовой, которая многому ее старалась научить. Она не жалела доброты и ласки. За это Вера до сих пор называет ее мамой и ухаживает за ее могилой.
Погиб Анатолий Георгиевич трагически.
Все годы мечтал посетить места, где прошла его боевая молодость, но так и не собрался. Хотелось ему посмотреть, как в мирное время живут люди, которых он освобождал от лютого врага и фашистского рабства.