Александр Михайлович НИКИФОРОВ, первый заместитель главы района, с 1 октября ушел в отпуск – с последующим увольнением.
-Александр Михайлович, трудовой стаж у вас…
-Более сорока лет.
-А как все начиналось? И чем продолжилось? В общем, как говорится, - кратко об основных вехах трудовой биографии.
-В 1967 году 10 месяцев проработал в автохозяйстве – сначала учеником газоэлектросварщика, потом газоэлектросварщиком. К окончанию этого периода я варил по 3-му разряду. Об этом отрезке моей жизни я, хвастаясь, всем говорил: «Три раза обо мне писала районная газета, дважды – с портретом». В числе восьми человек, чьи фотографии были помещены на Доску Почета предприятия (где работало примерно человек 60), красовался и семнадцатилетний Никифоров А.М.
Затем – Тюменский индустриальный институт. Распределение союзное (Прибалтика, Сахалин, Урал и т.д.). Рос и воспитывался у деда с бабушкой, поэтому распределился в Тюменское объединение «Сельхозтехника», которое по моей просьбе и направило меня в Бердюжье.
В Бердюжском райобъединении «Сельхозхимия» прошел все инженерные должности. Поскольку долго не вступал в партию, мой карьерный рост остановился. Это правда. Вступил в партию. Никогда об этом не жалел и не жалею. Вообще по жизни нашему поколению много дали и комсомол, и профсоюзы, и КПСС.
Районное звено управления: заместитель начальника управления сельского хозяйства, председатель райкома профсоюза работников сельского хозяйства, два раза – руководитель водохозяйственной организации, два раза – руководитель коммунального хозяйства, два раза – зам. председателя райисполкома (главы администрации района), два раза – первый заместитель главы администрации района. На пенсии проработал два с половиной года.
Вот – не совсем кратко получилось, но достоверно. Шесть выговоров, два раза «в опале» (от года до двух лет), много других всяких неприятностей. Ну, конечно, какие-то мелкие поощрения. На этой должности наград не дают. Самое главное видел по жизни, что люди добрые, порядочные ко мне относились всегда хорошо.
-Честно говоря, не думала, что когда-нибудь в обозримом будущем это случится. Есть люди, про которых говорят: «Покой им только снится», так вот, Никифоров, по-моему, из этой категории. Если не секрет – почему?
Нет, отдых, конечно, абсолютно заслуженный, но неужели не хотелось еще поработать?
-Как у нас в администрации говорит Панов – «если честно», то очень хотелось и хочется, и я не исключаю для себя, что если поправлю здоровье, то где-то, что-то могу еще делать. Но хочу, чтобы все поняли – всему свое время, я не сверхчеловек, и мои возможности, как у любого организма, ограничены. И потом, люди, находящиеся у власти, должны помнить, что народ тоже устает от одних и тех же физиономий.
-Трудовая биография у вас богатая. А какая должность из тех, что занимали, всех дороже и ближе?
-Все дороги. Самое главное – на всех должностях я прирастал опытом. Каждая из них давала свое: компетенцию, принципиальность… Всегда хотел и стремился говорить с людьми без чванства, по-простому, открыто. Мне кажется, в большинстве случаев мне это удавалось. Всегда шли на диалог, пусть даже неприятный, хорошие люди, плохие сторонились, не приходили на прием, увольнялись. Кто-то из великих сказал: «Искреннего подлец обойдет стороной». Точно!
-Первый зам – это все- таки зам… А совсем первым быть не хотелось?
Самому принимать решения?
-Я, честное слово, никогда не ловил себя на такой мысли, наверно, сознавая, что не хватит гибкости, здоровья, ума, в конце концов… Первый – это в первую очередь политика, а я меньше всего склонен к политике. Что же касается принятия решений… Мысль «Я бы здесь сделал не так, по-другому» - довольно часто была, во все времена. Но я всегда до принятия решения высказывал свое мнение, если оно отличалось от «официального». И второе: мой внутренний голос всегда спрашивал: «А ты, Михалыч, уверен, что так будет лучше?». И когда не было твердого ответа хотя бы в мыслях, то и действий никаких.
-Самое трудное для вас время?
-Елена Викторовна, за исключением детства и институтских лет, что-то я легкой жизни не припоминаю. В личной жизни: большая семья, четверо детей, бывало, что и родственники с нами жили. Принцип всегда был один – мы не должны быть хуже других… Трагедия с Сашей…
По работе: особо трудно, порой безвыходно, полная безнадега – второй период в мелиорации, конец 90-х. Но мы, одни из немногих (а в системе «Союзтюменьводстрой» в области было около 50 организаций) выжили. Заказов на подрядные работы нет. Приходилось искать самим заказчиков среди организаций, находящихся так или иначе под крылом государства: Госбанк, электрические сети, Газпром, СПК (они могли рассчитываться зерном, мясом, ГСМ). Рабочие ООО «Гидротехник» узнали тогда на своей шкуре, что такое бартер. Для не знавших и не испытавших это – легенда. А жили дружно! Какие праздники семейные закатывали! Но было очень трудно. Я правда ночами не спал. Так получил первый инфаркт. Однако сегодня здания предприятия сохранены (чего нет ни в одном соседнем, да и в большинстве других районов), проданы в частные руки и, думаю, будут приносить еще пользу району.
Труднейший период: строительство стадиона и подготовка к областным летним играм. Все в сроках. Партию разогнали. Заместитель в администрации один, текущие вопросы, естественно, никто не снимал. Я начал седеть. По общему признанию, в том числе и областного руководства, игры «удались». И сразу после – сложнейшая подготовка к зиме. В начале февраля я падаю в кабинете, ведя прием граждан, - кровотечение в желудок, язва двенадцатиперстной кишки. Вертолетом доставлен в гастроэнтерохирургию областной больницы – резекция желудка. А так бы ни разу в жизни и не прокатился на вертолете…
Всегда сложная обстановка в коммунальном хозяйстве, за что – хочешь или нет, виноват или нет – надо отвечать, как курирующему это направление.
-Что из содеянного вспоминаете с чувством глубокого удовлетворения, если хотите, даже гордости – вот, мол, сделал же, смог, удалось!..
-Этого много, без ложной скромности, даже очень много. Придя первый раз в райисполком, ощутил сразу острейшую проблему с водоснабжением в Бердюжье. Люди старшего поколения помнят это – озерный водозабор из Станового, не хватает даже такой, некачественной воды. Мы с Виктором Александровичем Гусевым раза четыре съездили к главному гидрогеологу области Стульникову (бытовало твердое мнение, что в окрестностях Бердюжья глубинной воды нет). Потом – проектный институт «Гипроводхоз», главный инженер проекта Лидия Ивановна Кушнир. Потом – вечные «бои» с подрядчиком. Так появился водозабор из артезианских скважин. Понятно, мне, такому физически несущественному, приходилось показывать характер, накапливать дипломатические приемы.
Водопроводы в малых деревнях. (Когда-то благо, сейчас получаем шишки за качество воды). Этот же стадион. Без денег! Методом «народной стройки». Ролевы – первая хореографическая студия. Ансамбль «Непоседы» объехал всю округу: деревни, села, ближайшие города. У соседей этого нет. Начало развития в районе дзюдо. Какой-то маленький Бердюжский район – в это время Гульшат Уразбаевна Байгиреева и Борис Васильевич Кутырев ковали около 20-ти кандидатов в мастера спорта, пять мастеров спорта - из бердюжских ребятишек. А Света Федорова стала мастером спорта международного класса. Уйма проблем у организаторов культуры и спорта, в том числе бытовых. Но бердюжские ребятишки обиженными в этом плане не были. Во всяком случае, по тем временам.
Вековая мечта бердюжан – тротуары!.. В 2008 году район освоил на стройках, реконструкции, ремонтах (бюджет развития) более миллиарда рублей – лучший показатель среди районов (более ста тысяч рублей на душу населения). Я далек от мысли, что все это один Никифоров. Но не последнюю роль играл в этом и ваш скромный слуга.
-А что-то осталось, что-то саднит, точит исподтишка: эх, не успел, не доделал, не получилось?..
-Такого осталось тоже очень много. Есть заделы. И когда-то будут решены и эти проблемы. Конечно, в первую очередь, почти повсеместно, - водоснабжение. Я имею в виду гарантированное, качественной водой. Глупо сегодня людям говорить, что не наша вина, и не все мы можем, и у других еще хуже. Но так хочется, чтобы люди это понимали.
Мы как-то, в сиюминутных заботах, выпустили музей. Обидно, но те крохи, которые сегодня есть, не сохранят для потомков память о чемпионе мира по лыжам, уроженце деревни Тундрово Николае Аржилове, передовой телятнице Прасковье Михайловне Дерябиной, кавалере ордена Ленина. Живет в Бердюжье, на улице Крупской, Василий Алексеевич Пугачев – в прошлом лучший кукурузовод области. И если мы сегодня не расскажем о них нашим детям, завтра никто не будет знать историю Бердюжского района.
Ну и, конечно, дороги – их строительство и содержание.
-Это правда, что прием граждан вы начинали с вопроса: «Где вы работаете?». И если оказывалось, что нигде, - просителю приходилось уходить ни с чем?
-Ну, не к каждому просителю такой вопрос был. Я многих в районе знаю, в том числе и то, работает ли человек и где работает. Но если не работает – да, разговор был крутой. Не могу терпеть бездельников. У меня внук Степка с трех лет говорит: «Каждый человек должен лаботать». Так мы его приучили.
-Что больше всего жаль оставлять там, на рабочем месте?
-Я правда любил свою работу и ежедневно чувствовал, что нужен людям. Ну, если звонит Владимир Прохорович Евсеев или Софейков Александр Георгиевич – опытные, умелые организаторы производства, постоянно связанные с обслуживанием населения, - спрашивают, советуются, ругают, в том числе и первого зама… Наверное, этого долго не будет хватать.
-Чем думаете заняться, когда поправите здоровье, - свободного времени наверняка будет больше?
-Кто бы и что бы ни говорил, мне правда по большому счету не стыдно за свою жизнь. Конечно, я не идеал, если вообще такие есть. Есть моменты, где можно, на первый взгляд, Никифорова винить, но в целом она получилась интересной, насыщенной, трудовой, во многом – достойной подражания, во многом смешной… Я столько помню интересных моментов. Вот написать бы об этом! Где взять вдохновения? Как бы поубавить лени?..
Два года не был на рыбалке. Любил семейно – с ребятишками, внуками, родственниками – ездить на природу (причем и летом, и зимой). Не помню, когда были в последний раз. Сейчас они меня «зажмут». Люблю заниматься домашним «живым» хозяйством. Немало приношу неудобств соседям. Прошу извинить.
-Вам приходилось работать с «первыми» в разное время – я имею в виду первых секретарей, глав администрации района… Кого выделяете для себя?
-Все они разные, у всех свои плюсы и минусы. Но по целеустремленности, по работе на перспективу, по самоотдаче – конечно, Григория Яковлевича и Николая Владимировича. Я много с ними спорил, бывало, писал письма о несогласии, о другой позиции. Думаю, они видели, что я был искренен, - обиды не чувствовали. А если кто-то из нас чувствовал обиду, то в заботах, в делах все как-то стиралось.
-О ком останется добрая память, как о наставниках, учителях, коллегах?
-Этих тоже очень много. Называть одних – значит обидеть других. Но не могу не назвать Николая Николаевича Путилова, начальника Бердюжского АТП, Александра Андрияновича Сорокина, первого управляющего райобъединения «Сельхозхимия» (пожалуй, более властного руководителя рядом с собой я больше не видел), Прасковью Ивановну Никитину, моих учителей Нину Пантелеевну Теньковскую, Анфию Григорьевну Черепанову, Виктора Дмитриевича Андреева. А сколько простых мужиков-работяг, каждый по-своему интересных, готовых поделиться опытом, подсказать…
Но больше всего, конечно, моими наставниками и учителями были дед с бабушкой – Никифоровы Трофим Никитич и Анастасия Александровна. Честное слово, я никогда не слышал от них никаких плохих слов, не видел меркантильных помыслов от своих стариков. И не только от них самих, но и о них со стороны своих земляков (Воробьево, Бердюжье) не слышал ничего плохого. Это сейчас я понимаю, почему они всегда хотели и делали все, чтобы я учился. В вечных крестьянских заботах, нужде в 50-60-е годы далеко не все были готовы - и в моральном, и в материальном плане – давать своим детям высшее образование. Ну, и я тоже, понимая это, уже со второго курса работал по ночам сторожем.
-Мы как-то незаметно перешли к семейной теме. Чем занимается сейчас ваша вторая половинка, Галина Александровна?
-Она, кстати, тоже на пенсии проработала около пяти лет. А сейчас – огород, сад, цветы… Не забывает меня ругать за что – ни за что.
-Вечно живая проблема отцов и детей для вас не актуальна? Чем, кстати, занимаются ваши дети?
-Евгений более 15 лет проработал вахтой на севере. Четверо детей. Забот – море. Артем получил два высших образования (все ищет себя, никак не найдет), живет в Тюмени, работает в научно-исследовательском и проектном институте нефти и газа имени Муравленко. Анна после окончания медицинской академии второй год проходит ординатуру в головном НИИ нейрохирургии Минздрава РФ имени Поленова в Санкт-Петербурге по специальности нейрохирургия. Говорит, что работать приедет в нашу область.
Непримиримых антагонизмов между отцами и детьми у Никифоровых, конечно, нет, но споры – постоянно. В общем-то, мы никогда не создавали им, что называется, «тепличных условий». Все сами. Бесспорно одно – наши дети нас умней (не только, конечно, у Никифоровых).
-Александр Михайлович, если бы сейчас вам предложить: «Поднимите тост», за кого бы вы это сделали?
-Однозначно – за нашего губернатора. Районщики видят, как много он делает именно для людей.
-Что бы хотели сказать в заключение землякам?
-Простите меня. Не всегда получалось, как бы надо было, как бы хотелось, но я всегда хотел лучшего нашим людям, району.
Искренне хочу, чтобы человек, который придет на эту должность, работал лучше меня и сделал больше.
-Здоровья вам – и, надеюсь, до новых встреч.