Пять лет назад я говорил, что вижу область как многоотраслевой, диверсифицированный хозяйственный комплекс, «мотором» развития которого стали инновационные технологии, а конкурентоспособность экономики достигла мирового уровня. И мы ощутимо продвинулись в этом направлении.
Темпы роста нашей экономики существенно превышают среднероссийские (индекс промышленного производства в 2011 году по сравнению с 2006 годом составил чуть более 185%, в то время как по России в целом – 110,4%). То есть за пять лет наша промышленность выросла почти вдвое – по этому параметру область вошла в тройку субъектов Российской Федерации!
В областном хозяйстве появляются новые отрасли (нефтепереработка, металлургия, стекольная). Одновременно отрасли базовые, традиционные, совершают мощный рывок в своем развитии – за счет создания совершенно новых предприятий и модернизации действующих производств.
В 2009 году начался новый этап в развитии собственной нефтедобычи региона – Уватский проект. Результатом стал ее стремительный, почти пятикратный рост, который будет продолжаться и далее.
Еще в 2006 году были запущены в эксплуатацию первые мощности Антипинского нефтеперерабатывающего завода. В настоящее время строится уже третья его очередь, которая позволит не только радикально увеличить объемы производства, но и выйти на современные мировые стандарты качества выпускаемой продукции. Локомотивом развития региона становится нефтегазохимия – прежде всего, благодаря проектам «СИБУР Холдинга». В частности, завершается строительство крупнейшего в России комплекса производств по выпуску полипропилена «Тобольск-Полимер». Развивается и металлургия. «Тюменьстальмост» становится одним из крупнейших российских предприятий по объему производства мостовых конструкций. Завершается строительство электрометаллургического завода компании «УГМК-Сталь». Сортовой металлопрокат – тоже совершенно новая для нас промышленная линия. Не забудем и о заводе компании «Стеклотех»– самом современном в России по своей технической оснащенности.
А теперь подсчитаем. Уват дал области не только новый источник дохода, но и 1100 новых рабочих мест. Антипино – еще более 700 (а с выходом на проектную мощность – вдвое больше). «Тобольск-Полимер» – порядка 600. «Тюменьстальмост» – около 1000. «УГМК-Сталь» – столько же. «Стеклотех» – более 500. Всего – почти 5 000, причем преимущественно это рабочие места высокопроизводительные и достойно оплачиваемые. А с учетом мультипликативного эффекта (строительные компании на площадках, а также смежные отрасли) – это еще порядка 15 тысяч рабочих мест. Для меня главный результат совершенного нами индустриального рывка – вот это его человеческое измерение.
Продолжает наращивать обороты – в тесном сотрудничестве с мировыми лидерами – тюменский нефтегазовый сервис, увеличившийся за пять лет почти вдвое. Строятся и развиваются заводы «Бентека», «Бейкер Хьюз», «ДИНА Энерджетикс». Уже более 12 тысяч специалистов подготовил Сибирский учебный центр компании «Шлюмберже» – самый современный и крупнейший в мире.
Модернизируется производство строительных материалов. Здесь особого упоминания заслуживают Ялуторовский комплекс компании «Партнер-Инвест», тюменский завод «Кнауф», возводимый «Эм-Си Баухеми» завод в поселке Каскара Тюменского района.
Есть хорошие проекты в деревообработке, уже сейчас дающие конкурентоспособную, отвечающую мировым стандартам продукцию с высокой добавленной стоимостью, – Тюменский фанерный завод, Заводоуковский лесной комплекс компании «Загрос», только что введенный в эксплуатацию Голышмановский лесоперерабатывающий завод компании «Рашфор». Это, кстати, совокупно еще более 1100 рабочих мест, причем не только на основных производствах, но и на участках в Исетском, Упоровском, Ялуторовском и Аромашевском районах.
Быстро превращается в высокотехнологичную отрасль тюменский агропром. В области действуют 18 молочных комплексов с технологией беспривязного содержания скота, оборудованных современными системами доения и компьютерного управления стадом. Доля высокоудойного поголовья в маточном стаде сельскохозяйственных организаций за пять лет выросла с 40 до 70%. В текущем году в Тюменском и Нижнетавдинском районах будут введены в строй роботизированные фермы со станциями добровольного доения и кормления коров, способные давать уникальное по качеству молоко.
Динамично развивается рыбохозяйственный комплекс области. Особенно хотел бы отметить успехи товарного рыбоводческого хозяйства в Сладковском районе.
В зерновом производстве ресурсосберегающее земледелие практикуется уже на 91% площадей. Доля возделывания картофеля и овощей открытого грунта по интенсивным и индустриальным технологиям доведена до 93%.
Площадь под посевами рапса увеличилась с 2007 года почти в 8 раз. Это позволило развить на территории области дополнительное направление в перерабатывающей промышленности – производство растительных масел и белковых кормовых добавок.
В целом же неуклонный количественный и качественный рост агропромышленного сектора позволил области достичь самообеспечения практически по всем основным видам сельскохозяйственной продукции и начать успешную экспансию на новые рынки.
А еще я говорил пять лет назад, что вижу область, в которой достоинство человеческой жизни надежно обеспечено и защищено, в которой проводится справедливая и разумная социальная политика. Конечно, социальных гарантий никогда не бывает много, и даже в самых богатых, процветающих странах граждане хотят большего. Но все-таки и мы за эти пять лет достигли немалого. Серьезно повысилось качество социальных услуг, оказываемых тем, чьими руками создавалась и строилась наша область.
Важный индикатор здоровья общества – отношение к людям с ограниченными возможностями. Их рядом с нами, то есть в зоне нашей моральной ответственности, более 100 тысяч, в том числе более 5 тысяч детей. Что греха таить, мы долго не уделяли должного внимания этой проблеме. Но два года назад дело двинулось – я, прежде всего, имею в виду программу «Доступная среда», обеспечивающую доступность социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры. Нам уже удалось увеличить долю доступных для этой категории граждан приоритетных объектов до 40% – и мы не остановимся, пока не доведем ее до 100%. Специально хочу подчеркнуть, что в этом благородном деле особенно важно сотрудничество власти, бизнеса и некоммерческих организаций.
Развивается тюменское здравоохранение. Отмечен самый низкий за все годы регистрации показатель младенческой смертности. Пятикратное снижение материнской смертности за последние десять лет. Неуклонный рост рождаемости, стабильно положительный естественный прирост населения.
Наша система образования тоже стала другой – ориентированной на качество. Уже 85% детей вовлечено в различную внеурочную деятельность. В региональных конкурсах, олимпиадах участвует три четверти детей и подростков (пять лет назад – меньше половины). В базе данных «Одаренный ребенок» уже более 1500 персональных позиций. Эти дети – наше с вами будущее. Нас заменят они. И мы должны уже сейчас помочь им, выстроив совершенно конкретные социальные лифты, ведущие одаренных детей на соответствующие их талантам и склонностям посты и места. Лучшее образование (хоть в России, хоть при необходимости за рубежом), любая другая помощь – все это надо начинать готовить немедленно. Прошу мой аппарат организовать подготовку соответствующих предложений в департаментах области и внести согласованный вариант на рассмотрение Правительства в начале следующего года.
Особо хочу выделить три момента, касающихся системы образования.
Во-первых, верной была наша ставка на профессионально-ориентирующую функцию образования. Для всех учащихся 9-х классов организована предпрофильная подготовка, для трети старшеклассников – профильное обучение, охват которым с 2007 года увеличился в 2 раза. Однако неиспользованные ресурсы еще есть. Их мобилизацией займется создаваемый нами Центр профессиональной ориентации Тюменской области, инициативу создания которого я решительно поддержал, – и ожидаю такой же поддержки от всех структур областного управления, а также от бизнеса и общества.
Во-вторых, не должно ослабевать наше внимание к равной доступности качественных образовательных услуг – независимо от места жительства и социального благополучия. Да, мы впятеро сократили очередь в детские сады; строим новые школы и модернизируем старые (более 90% учеников основных и средних школ обучаются в современных условиях); развиваем систему дистанционного образования для детей-инвалидов. Но и здесь еще есть над чем работать.
В-третьих, все эти успехи, конечно, не могли быть достигнуты без колоссальных усилий по улучшению материального обеспечения наших педагогов. За пять лет размер средней заработной платы учителей вырос в 2,5 раза и к концу года сравняется со средней заработной платой в экономике региона. Но и это не предел. Учитель – конечно, настоящий учитель, всецело отдающийся своей работе, – заслуживает и большего, чем средний уровень. И большее будет ему дано.
С 2008 года в области ежегодно вводится более 1 млн кв. метров жилья, что в расчете на одного жителя в 1,5–2 раза превышает аналогичный показатель и по Уральскому федеральному округу, и по России в целом. Этот темп мы будем удерживать.
И еще одну цитату из Послания 2007 года я хотел бы напомнить: «Я вижу область… всем жителям которой доступны современные информационные ресурсы и технологии, и никто не чувствует себя отодвинутым на мировую периферию». И в этом отношении область изменилась, прежде всего, благодаря нашей программе «Расширяя горизонты». Пункты бесплатного коллективного доступа к Интернету развернуты в каждом населенном пункте с численностью населения свыше 3000 человек.
Подводя итоги нашей общей созидательной работы за прошедшее пятилетие, хочу подчеркнуть: этот период в развитии региона стал динамичным, наиболее насыщенным добрыми переменами на всем протяжении новейшей истории России. Другой важный результат: в Тюменской области сформировались зоны устойчивого опережающего развития, территориальные кластеры, обеспечивающие уверенный социально-экономический рост. На севере – Уват и Тобольск, нефтедобыча и нефтегазохимия. Вдоль транссибирского транспортного коридора, особенно вокруг Тюмени, Заводоуковска и Ишима – машиностроительный кластер. Также вдоль Транссиба, в связке с крупными центрами переработки сельскохозяйственной продукции – агропромышленный кластер. Естественно, особую роль играет город Тюмень – и как транспортно-логистический узел, и как центр создания и трансфера инновационных технологий. Не забудем и о туристическо-рекреационном кластере, складывающемся вокруг Тобольска и способном расшириться за счет Ялуторовска.
Во всем перечисленном можно найти немало поводов для гордости. Но я вижу в области огромные неиспользованные резервы и полагаю, что их мобилизация должна стать главным нашим делом на ближайшие годы. Давайте зададимся вопросом: почему одни территории развиваются динамично, а другие – ни шатко, ни валко? Почему одни активно стягивают на себя инвестиционные и человеческие ресурсы, а другие пассивно ждут наступления светлого будущего?
Конечно, есть неизбежная неравномерность исходных условий – ресурсной обеспеченности, транспортной доступности и т. д. Отсюда и различия в интересе к тем или иным территориям со стороны крупных инвесторов. Но я уверен, что сегодня основная загвоздка в другом. Мы далеко не в полной мере используем возможности муниципального управления как основного связующего звена между органами государственной власти, федеральными и региональными, и тем, что в XIX веке называли «толщей народной жизни».
Все полномочия муниципальных властей, в том числе переданные им с регионального уровня, теперь обеспечены необходимым финансированием. А вопрос эффективности их исполнения остается болезненным. Проблема перешла из финансовой в организационную плоскость – и в этой плоскости ее и надо решать.
Во-первых, муниципальные власти должны обновить приемы и методы своей работы с гражданами. Институтом развития может и должен быть сам муниципалитет, улица, двор, ТСЖ, семья и даже отдельный человек. А задача местного самоуправления – сделать таких людей полноправными «акционерами развития» среды их обитания, создать атмосферу, в которой инициатор проекта не будет выступать покорным просителем, а станет участвовать и в его экспертизе, и в его реализации и, главное, в использовании его результатов.
Полагаю целесообразным приступить к созданию Единого реестра проектов развития области, охватывающего все наши муниципалитеты, города и сельские поселения. В этот реестр должны быть включены и инвестиционные, и инфраструктурные, и социальные, и экологические проекты, программы подготовки кадров, поддержки предпринимательства, жилищного строительства и благоустройства среды. Каждый человек должен видеть и понимать, как конкретно будет развиваться его область, его район, его поселение.
Во-вторых, необходимо резко активизировать процесс горизонтального, межмуниципального обмена позитивными управленческими практиками и технологиями. Именно дефицит такого обмена зачастую становится существенной причиной значительных, иногда вопиющих разрывов по социально-экономическим индикаторам развития муниципальных образований и, в частности, по их вкладу в общий бюджет области. Одни территории, такие как Омутинский, Бердюжский, Ярковский, Голышмановский, Нижнетавдинский районы, в трехлетнем горизонте показывают положительный рост местных доходов, на уровне 9% в среднем за год. А другие – не хочу называть вслух, все и так поймут, о ком я, – дают столь же устойчивое падение. Характерно, что те же самые муниципальные образования лидируют и по рачительности использования финансовых средств.
Почему одни собирают платежи и налоги, создают рабочие места, привлекают инвестиции, а другие – нет? Не потому ли, что одни все это хотят и умеют делать, а другие – не умеют и не хотят? Тогда надо делать выводы – и самим муниципальным управленцам, и тем гражданам, которые их избирают. Я для себя некоторые выводы уже сделал. На размер трансфертов, перечисляемых из областного бюджета в муниципальные, должно более существенно влиять количество и качество реализуемых инвестиционных проектов, а также количество вновь созданных субъектов предпринимательской деятельности и новых рабочих мест на территории муниципалитета. Стоит подумать и о развитии системы грантовой поддержки муниципалитетов, стимулирующей местную инициативу и предприимчивость. Бюджетный инфантилизм можно побороть только решительными мерами.
В-третьих, должна быть кардинально пересмотрена модель отношений между муниципальным управлением и региональным уровнем власти. Пора уходить от иждивенческой позиции пассивного ожидания бюджетных денег или внешнего инвестора, которого за руку приведет губернатор. Вы знаете, что и бюджетные деньги идут в районы, и инвесторов мы приводим, причем иногда действительно за руку. Но должен же быть и встречный поток инициатив! Не раз случалось, когда новая идея, предлагаемая к осуществлению, вызывала и у муниципальных властей, и у частных предпринимателей аграрного сектора только одну реакцию: «А какая будет субсидия? А то, если ее не будет, мы и делать ничего не станем».
Не мешало бы хоть иногда разворачивать на нужды области и составляющих ее территорий и свой накопленный капитал. Почему бы не ориентироваться на образ действий руководства «Племзавода -Юбилейного»? Там в недавнюю реконструкцию свинокомплекса было вложено до 2 млрд рублей, а теперь в планах – новый инвестиционный проект еще на 3,2 млрд рублей. Такой подход к делу из редкости должен стать нормой.
Хотел бы проиллюстрировать сказанное о проблемах муниципального управления конкретным примером. Перечисляя сложившиеся в нашей области кластеры, я сознательно не упомянул о кластере лесопромышленном потому, что он в огромной степени недоразвит. При всех наших лесных богатствах мы выбираем сегодня лишь четверть от расчетной лесосеки, и даже наши, прямо скажем, не такие уж значительные перерабатывающие мощности загружены лишь на две трети. Это и колоссальная упущенная выгода, и немалый экологический ущерб от гниющего на корню леса – то есть мина, которую мы своими руками закладываем под наше будущее. Решение этой проблемы – в огромной степени вопрос управленческой воли. Туда, где она есть, – как в Голышманово или Заводоуковске – приходят инвестиции, там возникают новые производства. А там, где ее нет (причем зачастую именно в наиболее богатых лесом районах), – нет и мало-мальски адекватной наличным запасам лесопромышленности. Этим кластером нам предстоит плотно заняться в самое ближайшее время – и я советую всем, имеющим отношение к теме, уже сейчас начинать готовиться к серьезному разговору. И большим переменам.
Прошу заметить: областная власть совершенно не снимает с себя своей доли ответственности. Но областная власть – не «универсальный солдат», способный сделать все и за всех. Ее основная миссия – координация усилий и инициатив гражданских структур, местного самоуправления, делового сообщества, обеспечение им необходимых условий и оказание необходимой помощи. В связи с этим хотел бы нацелить на более инициативную, более динамичную и активную работу действующий в области Совет муниципальных образований.
Главным нашим общим делом в ближайшие годы должно стать создание в регионе по-настоящему благоприятного инвестиционного и, шире, предпринимательского, делового климата. Нам нужна такая среда, в которой любое полезное начинание, независимо от своих масштабов, не глохнет, а плодоносит. Именно таков дух и смысл подписанного 10 сентября этого года Президентом Российской Федерации Указа, нацеливающего нас на комплексную и энергичную работу по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. И мы будем следовать этому духу.
Пошаговой проработкой мер по исполнению этого Указа займется создаваемая сейчас – под моим прямым и личным руководством – временная оперативная группа. В состав группы, помимо ряда членов Правительства области и депутатов областной Думы, войдут руководители муниципальных образований, достигшие наиболее заметных результатов в создании оптимальных условий для предпринимательской и социальной инициативы и притока инвестиционных ресурсов.
Бывает так, что огромные проекты срываются из-за мелочей, – или, точнее, мелочей тут нет. Речь идет не только о банальных, но почему-то все еще со скрипом решаемых вопросах выделения земельных участков и технологических подключений. Речь о том, чтобы традиционное сибирское гостеприимство создало в области атмосферу повсеместной и неподдельной доброжелательности. Чтобы персонал аэропорта, таможни и вокзала научился улыбаться. Чтобы наши сотрудники ДПС, останавливая автомобили, не просто проверяли документы, но уточняли, не нужно ли помочь, указать дорогу, да и просто желали бы гостям доброго пути. Словом, мы должны превратить область в территорию максимального благоприятствования инвестициям и предпринимательству.
За последние годы нам удалось выстроить четкую и гибкую систему работы с крупными инвестиционными проектами, пришедшими извне, обеспечиваем им полное административное сопровождение. Но все еще случается так, что тюменский малый и средний бизнес остается один на один со своими проблемами. Оперативная группа должна подготовить такие предложения, реализация которых позволила бы раскрыть «инвестиционный зонтик» над всей Тюменской областью, над всеми проектами, реализуемыми и местными, и иногородними, и иностранными бизнесменами – независимо от их объема. На этом миссия группы закончится. Должны работать регулярные институты, сейчас нуждающиеся в дополнительном «наведении на цель».
Генеральная цель понятна и прозрачна: новые собственные производства должны возникать в каждом муниципалитете – повторяю – в каждом. Не надо ждать прихода в удаленные села крупных международных компаний, мы тут не утопиями занимаемся. А вот простимулировать создание средних и малых производств даже в сельских территориях, с учетом их географической, инфраструктурной и ресурсной специфики, мы в силах.
Тюменская область богата талантливыми и энергичными людьми – как говорил Петр Аркадьевич Столыпин, «народ сильный и мужественный не может быть народом бездеятельным». Но этим сокровищем нужно уметь распорядиться, нужно уметь гибко, в адаптивном режиме управлять структурой человеческого капитала.
Нам остро требуются квалифицированные специалисты индустриального сектора – рабочие, инженеры, механики, технологи. Те рабочие места, которые мы создаем, должны заполняться жителями региона. Однако сегодня, особенно на уровне органов местного самоуправления, их подготовка нередко ведется формально. Положительные примеры осмысленного выстраивания профориентационной и кадровой работы в муниципальных образованиях, безусловно, есть – в Нижнетавдинском, Ишимском, Сорокинском, Омутинском районах она ведется системно, с учетом долгосрочных прогнозов. Грамотную, дальновидную тактику выбрали и в Голышманово – там параллельно со строительством лесоперерабатывающего завода два года готовили для него кадры, и теперь все 76 рабочих мест на нем заняли жители района. Но так поступают далеко не везде.
Конечно, свою психологию должны перестроить и работодатели. Потому что одна из причин слабой заинтересованности выпускников школ в получении индустриальных профессий – нежелание бизнеса связываться с молодыми кадрами, не имеющими опыта работы, а также отсутствие приемлемого пакета социальных гарантий и невысокая стартовая заработная плата. Большинство работодателей желает получить готового квалифицированного специалиста, никак не участвуя в процессе его подготовки и не формулируя свои требования к тому, что должен знать и уметь молодой специалист.
Еще одно узкое место – профессиональная компетентность управленцев, причем и муниципальных, и государственных служащих. Качество управления определяется тем, кто и как управляет. Ничем иным, кроме как человеческим фактором, я не могу, например, объяснить то обстоятельство, что в упомянутой мною базе данных «Одаренный ребенок» количество включенных в нее молодых талантов в муниципалитетах с близкой численностью населения и схожими социально-экономическими условиями иногда различается в разы. В реальности такого не может быть. Значит, дело в том, кто и как выстраивал систему обнаружения талантов, кто отнесся к делу ответственно и умеючи, а кто – бестолково и спустя рукава.
Современный менеджер должен в полном объеме обладать такими качествами, как инициативность, глубокое понимание содержания своей деятельности и ее перспектив, умение вести конструктивный диалог с обществом и оказывать поддержку инновационным начинаниям. И непрерывно тренировать, поддерживать в тонусе все эти качества. Тем, кто окажется на это неспособен, места во власти не будет. У нас складывается функционирующая в постоянном режиме система обучения и мониторинга компетентности сотрудников органов государственного управления. Более того, полезно было бы построить аналогичную систему и для муниципальных служащих. Если такая система заработает, станет реальностью еще один тезис из моего Послания пятилетней давности: «Я вижу область, в которой сложилась эффективная, прозрачная, ответственная система управления, основанная на развитой демократической политической культуре». Пока он воплотился в жизнь не в полной мере, но мы обязательно осуществим и этот элемент нашей мечты.
Я продолжаю вглядываться в будущее. Я вижу в нем цветущую, изобильную, преображенную Тюменскую землю. И я вижу тех, кто сделает ее такой. Я вижу складывающуюся уже сейчас «коалицию успеха» – солидарное сообщество свободных и ответственных граждан, очень разных, но объединенных общими ценностями. А вы – видите? Если да – так и будет.
(Печатается в сокращённом виде)