Медиакарта
6:19 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ярмарка ярмарке рознь

Ярмарка ярмарке рознь
17:21 | 31 октября 2012

В администрации города состоялся круглый стол, на котором рассматривались направления ярмарочной деятельности и возможности местных товаропроизводителей в рамках ярмарочных мероприятий «Больше товаров полезных и нужных».

Постановка проблемы

Акция «Покупаем Тюменское» проходит не первый год. Она стартовала благодаря губернатору Тюменской области Владимиру Якушеву. Ей же посвящён сайт tyumenckoe.ru. На нём производители могут размещать информацию о своём предприятии. Разумеется, бесплатно. Это делается для того, чтобы наша продукция была узнаваема, и чтобы покупатели отдавали предпочтение именно ей.

«Продукция местных предприятий высококачественная, а цена товаров на неё ниже по сравнению с другими продуктами сторонних производителей. И поэтому одним из главных направлений ярмарочной деятельности является развитие производства и увеличение ассортимента товаров местных производителей», – считает замглавы Тобольской администрации Леонид Митрюшкин.

«На сегодняшний день существует постановление правительства Тюменской области № 196 «п» от 02.07.2010 г. «О содействии развитию торговой деятельности». Оно даёт возможность людям реализовывать свою продукцию с дач и огородов», – отмечает он. «Со стороны городской администрации уже разработана концепция такого сельско­хозяйственного рынка. Правительство обеспечивает дорогами, необходимыми коммуникациями, сетями, оборудованием, а инвестор, в свою очередь, отвечает за строительство самого помещения, – добавила начальник отдела по потребительскому рынку товаров и услуг Татьяна Дзисяк. – Эта площадка будет также использоваться для презентации и дегустации предлагаемого покупателю товара. Но она не должна стать огромным выставочным комплексом – предпочтительны легко­сборные конструкции. Желание вести торговлю в специализированном помещении есть не только у товаропроизводителей Тобольского, Вагайского, Ярковского и Уватского районов, но и у Ялуторовского и Ишимского мясокомбинатов».

Вопрос о необходимости такого павильона в Тобольске был главным на состоявшемся круглом столе. «Сегодня товары тобольских производителей имеют красочную этикетку и красивую упаковку с информацией о качестве сырья и полезности продукта. Но при этом нет их должного представления на прилавках, и нет возможности дегустации», – подчеркнула Татьяна Дзисяк.

Варианты решения

Большинство районных и городских предприятий на сегодняшний день в состоянии торговать только на открытых рынках. Их доход не позволяет им платить за аренду площади в торговых центрах, которая в среднем доходит до 2000 руб. за квадратный метр. Отчасти это происходит из-за того, что на свои высококачественные товары производители устанавливают символическую цену, отчасти – по причине того, что владельцы пустующих торговых центров не могут делать скидку, потому как уже въехавшие предприниматели начнут возмущаться.
На заседании предприниматель сети «Иртышский хлеб» Владимир Каширских выдвинул предложение о заполнении рынка в нижнем посаде города за гораздо меньшую арендную плату, но потом добавил, что туда к товаропроизводителям никто не будет ездить.

Эта точка зрения представляется ошибочной, поскольку по утверждению руководителя пресс-службы тобольской полиции Анастасии Рудаковой, у каждой второй семьи в Тобольске есть автомобиль, а в нескольких шагах от рынка располагаются остановки. «Сейчас из подгорной части активно переселяют людей на гору и сносят ветхое и аварийное жильё. В будущем подгорную часть будут комплексно застраивать и сдавать землю под индивидуальное жилое строительство, – подчеркнул Леонид Митрюшкин. – А это и покупатели, и спрос». Так или иначе, лет через пять никто попросту не сможет торговать на улицах. Будет ужесточение законов, связанных с уличной торговлей. Леонид Митрюшкин заострил внимание участников круглого стола на то, что по Федеральному закону № 156-ФЗ от 17.07.2009 г. с 1 января 2013 г. использование временных сооружений с целью продажи товаров, в том числе и для организации сельскохозяйственных рынков, запрещено. В этом направлении главная задача администрации – упорядочить и привести в цивилизованное состояние стихийную уличную торговлю.

О сетях фирменных магазинов, предприятий говорилось немного. «Такая торговая точка должна быть в формате «магазин у дома», – озвучивает свои умозаключения директор ОАО «Тобольский гормолзавод» Виктор Охрименко. И так работает огромное количество продуктовых магазинов, которые открываются чуть ли не в каждом доме. В них, собственно, и продают товары местных производителей. Те из производителей, в чьих владениях есть магазины, как у гормолзавода, например, конечно, реализуют в них собственную продукцию. «Большинство предприятий арендовать даже муниципальную собственность не хотят, потому как не видят подходящих мест для реализации своего товара», – заметил Владимир Каширских. Леонид Митрюшкин пояснил, что земли под постройку магазинов в нагорной части практически не осталось.

Несмотря на эти трудности, администрация города, опираясь на опыт ближайших городов, постоянно предлагает новые идеи и их воплощение производителям города и района. Предприниматели же должны понимать, что сегодняшняя ситуация на рынке превращает в непозволительную роскошь топтание на месте и выдумывание себе новых трудностей. Так или иначе, затраты на грамотное продвижение товара и расчётливую маркетинговую политику предприятия со временем окупятся с лихвой.

Оптимальный подход

«Первым шагом в развитии предприятий может послужить их взаимовыгодное сотрудничество друг с другом, – начала разговор предприниматель Юлия Чукомина. – Например, производители мёда будут заключать контракты с производителями кондитерских изделий, чем и занимается, например, наша компания. Таких товаров в Тобольске становится всё больше», – добавила она. Все участники круглого стола согласились с ней. «Было бы также не лишним заключать контракты и с оптовиками», – подытожила Татьяна Дзисяк.

Возвращаясь к ярмарочной деятельности, Леонид Митрюшкин, напомнил, что в Тобольске всего два торговых комплекса попадают в категорию рынка. Это ТК «Ермак» и «Рынок Северный». – «На протяжении восьми лет в «Ермаке» проводятся ярмарки не реже одного раза в месяц, – рассказывает руководитель ООО «Паритет» Виктория Елфимова. – Мы активно поддерживаем товаропроизводителей города и района», – продолжает она. На время проведения ярмарок дирекция бесплатно предоставляет торговые площади предпринимателям и не взимает плату за сопутствующие услуги. В ближайших планах руководителей комплекса проведение не только сельскохозяйственных ярмарок, но и тематических. Администрация города пообещала помочь дирекции ТК «Ермак» в выделении дополнительного земельного участка для расширения уже имеющейся дороги, ведущей к торговому комплексу и постройке второго въезда-выезда на территорию ТК «Ермак». Дирекцию «Ерамака» волновал вопрос о необходимости постройки остановочного комплекса и запуска дополнительного автобусного маршрута, который тоже будет решён, как заверил Леонид Митрюшкин.

Отметим также, что сейчас созданы проекты, решающие большинство вопросов малых и больших предприятий города и района. Остаётся только защитить их и убедить правительство в необходимости изменений в сельскохозяйственной предпринимательской деятельности тоболяков.

Дмитрий УЖЕНЦЕВ