Медиакарта
14:40 | 6 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Первый снег для странного человека

Странник или путешественник… Как вы думаете – есть ли разница между этими понятиями? Может быть, путешественник это тот, кто идёт к намеченной цели (пусть даже и окольными путями), а страннику не так уж и важно – куда и как, гораздо важнее само странствие… Может быть.

В этот день Тобольск присыпало первым настоящим снегом. В этот день в побелевший за ночь город прибыл Фёдор Конюхов… Странник… Или, как говаривали в старину, странный человек.

Формальным поводом для визита стало участие автора в закрытии выставки своих работ «Духовный мир русского путешественника», посвящённой 425-летию Тобольска. Хотя мы уже оговаривались – страннику не так важна конкретная цель.

Конюхова в нашей стране знает, наверное, всякий. Покоритель полюсов (Северного и Южного) и заоблачной вершины Эверест. Человек, пускающийся в кругосветки на яхте и бросающий вызов Атлантике в попытке пересечь её в весельной лодке. На его счету более 40 экспедиций, которые иные считают авантюрами, но все согласны с тем, что они уникальны.

Фёдор Конюхов пишет книги и создаёт картины (почётный член Российской академии художеств, между прочим). Часть из его худо­жественного наследия благодаря выставке «Духовный мир…» увидели и тоболяки. А на церемонии закрытия, организованной благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», горожане встретились и с самим легендарным автором – Фёдором Конюховым.

Он вошёл в выставочное помещение* лёгкой походкой молодого 60-летнего человека. Знаменитая «конюховская лохматость». Цепкий взгляд. Ряса. Православный наперсный крест.

Какая-то женщина, преисполненная благоговения, бросилась целовать ему руки… Чуть смутившись, даже как-то неловко (в сан возведён относительно недавно) священник, странник и художник благословил её, осенив крестным знамением.

Тобольская публика, собравшаяся по случаю визита знаменитости, проявляла свою извечную сдержанность и до поры гостю не досаждала. То же и славные своей деликатностью журналисты местных СМИ… И странник понял, что здесь никто не станет кромсать полы его рясы (на память), и никто не станет задавать дурацких вопросов по поводу рекламной кампании скородельной лапшички. И странник успокоился. Впрочем, может он и не тревожился вовсе – поди ж разбери, что творится в душе у человека, привыкшего оставаться один на один с Океаном.

Неспешно, в благоговейной тишине Фёдор Конюхов обошёл экспозицию, лишь изредка обмениваясь деловыми репликами с устроителем выставки, председателем фонда «Возрождение Тобольска» Аркадием Елфимовым… Ну и мы, с надёжным моим фотоспутником, рядом с ними прошлись да поглазели на картины чудесные. Горы… Океан… Север… Портрет Капитана (три листа – Человек, Солнце, Луна)... Мудрости Конфуция в графике… Одинокий лыжник, небо над которым прочерчено метеоритами ли, инопланетными ли кораблями… Женщины-охотницы, напоминающие об африканской теме Пикассо… Порт­реты Собак (а собаки в Заполярье больше, чем ездовые животные)… Кит.

Конечно же, у каждого, кто дерзнул бросить вызов водной прорве, кто чуть царапнул её весельцами своей хрупкой лодочки, есть свой Кит. И у Конюхова тоже… Вот он – на картине. И даже координаты его «пастбища» указаны – 25º южной широты и 130º западной долготы в 10 милях от острова Питкэрна, что в Тихом океане. Юрий Попов, позабыв свои фотокорские обязан­ности, надолго застрял у автолитографии «Сон белой Совы». Я же, обронив блокнот, погрузился в созерцание работы, где неспокойные воды, лёгкий парус по-над ними, а в темнеющей выси – беспощадное Копьё Судьбы, зовуще­еся ещё Копьём Лонгина.

Словом, каждый пришедший нашёл для себя, на что посмотреть и о чём подумать… А тем временем пришло время и послушать.

Фёдор Конюхов: «Мне приятно, что вы собрались здесь, у моих картин, и также приятно, что я наконец выполнил своё обещание и встретился с вами… То Эверест у меня, то часовенку освещали на Шантарских островах – всё замедляло мой путь к Тобольску. Теперь вот могу увидеть ваш прекрасный город и помолиться здесь».

Странник много говорил о Сибири, с которой связано не только прошлое, но и будущее России. Размышляя о роли Тобольска, отметил, что всегда высоко ценил личность атамана Ермака Тимофеевича: «В Москве, в моём доме-мастерской-часовне, мы даже поставили памятник Ермаку».

Ответив на все вопросы, заданные пытливыми тоболяками, Фёдор Конюхов принялся надписывать подарочные печатные листы со своими работами всем без исключения. Ну а мы с Юрием Поповым, не ввязав­шись в общую сутолоку, отошли ещё раз к «своим» картинам – к «Сну Совы» и «Копью».

А где-то в неведомых краях в это самое время брели, неважно – куда и как, Странники. А в Тобольске тихо опускался с небес снег…

  • павильон «Атаман» ТК «Ермак»

Дмитрий КАРАСИЕР Юрий ПОПОВ (фото)