Медиакарта
2:19 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Перекресток мнений: Нужен ли Тобольску аэропорт?

Мне бы в небо

Кто в детстве не мечтал полетать в том самом самолёте, где посреди пустоты «растёт капуста»! Зад­рав голову в небо, мы наблюдали за двигающейся крылатой точкой, оставляющей растушёванный белый след, и всем сердцем хотели «вживую» увидеть чудо техники, известное нам по картинкам в любимой книжке «Почемучка». В детстве полёты на самолёте казались чем-то недосягаемым, из разряда фантастики. Билеты на них всегда были намного дороже, чем на любую другую «наземную» альтернативу. Да и, честно говоря, поездками за границу в те времена мало кто «грешил», если даже выехать на поезде куда-нибудь под Сочи казалось роскошью.

Меняются времена, меняется мода. Без всяких «египтов» и «турций» в разгар отпусков сейчас не обходится ни один среднестатистический офисный сотрудник. А командировки за рубеж и в отечественные мегаполисы – обычное дело для многих компаний. Поезд в таких делах уходит на второй план, ведь есть более скоростной и комфортабельный способ путешествия – авиаперелёты.

Благо – можно найти билеты подешевле, эконом-класса, и зачастую, из-за отсутст­вия конкуренции на российском рынке авиа­перевозок, можно, например, приобрести билеты Москва–Нью-Йорк чуть ли не вдвое дешевле, чем Москва–Владивосток.

Вся эта преамбула сводится к тому, что самолёты – явление сегодня крайне необходимое, важное и нужное, но не только для крупных городов по типу Москвы или Санкт-Петербурга, но и для города, который стремится стать туристическим центром. Конечно, я говорю про Тобольск.

Да, наш город насчитывает чуть больше сотни тысяч жителей, а количество машин хотя и растёт с каждым годом, всё же ему далеко до столичных «пробок». Во многом поэтому нас обошли стороной такие городские «изыски», как метро, подземные переходы и нормальный железнодорожный вокзал.

Тем не менее, если бы у нас появился аэро­порт с небольшим парком самолётов, он бы наверняка имел успех и окупился пусть не сразу, но через пару-тройку лет. Польза от него была бы колоссальная.

Главный аргумент в пользу создания аэро­порта – привлечение туристических масс. Уверена, что какой-нибудь рачительный англичанин с большим энтузиазмом вылетит прямым рейсом из Москвы в Тобольск, чем захочет просиживать на вокзале в ожидании электрички Тюмень–Тобольск, идущей раз в день, и на билетах которой даже не указаны места. Нашёл место – молодец, а если нет – поедешь стоя все четыре часа за те же самые деньги.

Во-вторых, крупнейшие нефтехими­ческие предприятия области «Тобольск-Нефтехим» и «Тобольск-Полимер», где трудится не одна сотня специалистов из-за границы, экономили бы затраты на перевозку зарубежных кадров из тюменского аэропорта в Тобольск и на первых порах обеспечили бы львиную долю доходов тобольскому аэропорту.

В-третьих, до минимума была бы сведена организация гастролей артистов, музыкантов и спортсменов из других городов России и зарубежья. Наконец-то тоболяки смогли бы без выезда в Тюмень, Екатеринбург или Москву увидеть любимых звёзд, чей визит повысил бы культуру и статус Тобольска.

И, наконец, авиаперелёты без переплат различным агентствам и электронным сис­темам бронирования стали бы доступны нам, обычным горожанам.

Для начала достаточно было бы ограничиться внутренними рейсами по стране и области. Со временем, проследив за «аппетитом» любителей «небесных странствий», можно расширить список полётов. Да и, кроме того, новый объект инфраструктуры – новые рабочие места, новые возможности для развития бизнеса.

Дело остаётся за большим – поиски спонсоров и организаций, заинтересованных в содержании аэропорта.

Юлия ШАЙМУРАТОВА

Полёты во сне… А наяву?

Проникнувшись ностальгическим настроем моего юного оппонента, ударюсь-ка и я в воспоминания да воспарю к неведомым высям, царапая проржавевшими крылами своей памяти пухлощёкие перины облаков.

Первый перелёт я совершил, будучи семи месяцев от роду. Везла меня в свой родной Тобольск матушка, отработавшая по распределению на Урале. Везла из свердловского аэропорта Кольцово, а транспортным средством служил легендарный Як-40, дебютировавший тогда на пассажирских авиалиниях местного назначения. Было дело, летали тогда тоболяки, аки птицы, и аэропорт наш хоть и мал-неказист был, да всё не пустовал. Многие сейчас по тому времени скорбят и мечтают о том, чтобы вновь городок наш достославный встал на крыло серебристое да взлетел, оставляя, как водится, земле лишь тень.

Однако одно дело желания всякие (пусть и самого высокого разбора), а другое – жизнь. Конечно же, спорить на тему «быть или не быть аэропорту в Тобольске» нужно бы с экономическими аргументами наперевес. Но даже и без них ясно, что большое, настоящее аэрохозяйство нашему городу просто не по карману.

Инвестиционные проекты изучались администрацией Тобольска и правительством Тюменской области. По предварительным подсчётам, только для возведения взлётно-посадочной полосы требовалось тогда около 1 млрд рублей… И где, спрашивается, взять этот самый миллиард да плюс ещё немалую сумму на создание современной инфра­структуры?

Прежнее руководство всесильной компании СИБУР отвечало твёрдое «нет» на воп­рос о такого рода непрофильных инвестициях. Авиакомпания «ЮТэйр» также не горит желанием вкладывать деньги в проект, имеющий туманные перспективы на прибыльность.

И ведь действительно – все мы хотим, чтобы он был. Но ведь не наполнить нам большие самолёты для регулярного сообщения. Сердцем чувствую – не наполнить.

Да – удобно для туристов. Безусловно – станем привлекательней… Но не вырастет их, туристов, поток настолько, чтобы ежедневно (подчёркиваю – ежедневно) Тобольск принимал несколько «бортов» с тремя сотнями пассажиров на каждый. И миграция «сибуровцев», связанная с нашим городом, не продлится вечно – «Полимер» вот-вот сдадут, новые проекты тоже будут реализованы достаточно быстро (это – если они ещё будут)… Местные жители, конечно же, полетят с удовольствием (кто найдёт денег на авиабилет), но точно не в том количестве, для того, чтобы авиасообщение дейст­вовало регулярно.

И кто же решится вбухать тучу денег в сложный, многофункциональный объект, который сможет работать в режиме 2–3 рейса в неделю?

Напомню, что бюджет Тобольска дотационный. Напомню также о том, что и казна Тюменской области, из которой осуществляются все значимые вливания в местные проекты, не безразмерна. Губернатор Владимир Якушев, комментируя трёхлетний бюджет Тюменской области, принятый 26 октября 2012 года, сказал: «Бюджет остался социально ориентированным – 45% расходов направлено на статьи здравоохранения, образования, социальной сферы. Ни одна социальная статья не сокращена, более того, появились новые статьи поддержки», – но при этом отметил: «Сокращения коснулись инвестиционной программы региона – будем меньше строить и реконструировать. Конечно, мы сократили расходы на 23%, но это не глобально».

В Правительстве РФ вопрос о строительстве тобольского аэропорта рассматривается. А я, не являясь ни экономистом, ни бизнесменом от авиации, осмелюсь заявить, что выход из сложившегося безвоздушья вижу один. При условии федеральных вложений мы сможем осилить и полноценно эксплуатировать лишь небольшой аэропорт, ориентированный на приём-отправку воздушных судов малой и средней авиации. Таких, как Ан-140 (до 52 пассажиров), Як-42 (120 пассажиров) и их инонебесных аналогов.

А может, это мнение сформировалось потому, что во мне живёт ещё тот «почётный» пассажир 1966 года, гордо прибывший в Тобольск на легендарном Як-40 в компании 39 пассажиров.

Дмитрий КАРАСИЕР