Медиакарта
6:34 | 9 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Судьбы её простое полотно

В конце ноября Екатерина Андреева из Заводоуковска переступит (Бог даст!) невидимую глазом черту между первым веком её многотрудной жизни и вторым. Ей исполнится сто лет!

Родилась Катя (в девичестве Печёрина) в многодетной крестьянской семье с добрыми и трудолюбивыми родителями да десятком ребятишек, в котором, словно по уговору, мальчишек и девочек было поровну. Ей, младшенькой, едва минуло пять лет, когда умерла мать. Может, поэтому Катерине Алексеевне по- особому помнятся ласковый негромкий голос отца, его берущие за сердце песни.

Росла она весёлой, слыла запевалой и отменной плясуньей, что совсем не мешало ей и в поле, и на огороде, и со скотом управиться, и сварить на всю семью. Похоронив отца, руки не опустила, выстояла. А когда к ней посватался симпатичный деревенский парень Григорий Кетов, согласилась, не раздумывая.

В доме его матери и поселились молодые. Жили дружно. Во всей нескончаемой сельской работе была Катя мужу первой помощницей. Проворную, ловкую сноху очень полюбила свекровь, относилась к ней как к дочери. А потом началась вой­на, и осталось село без крепких мужских рук. Вся тяжёлая работа легла на плечи женщин да ребят-подростков.

– Меня с подругой подрядили пасти колхозное стадо, – вспоминает Екатерина Алексеевна. – Однажды пришлось чистить старый колодец. Я поднимала большущие бадьи с грязной водой и глиной. Свекровь не пускала, берегла меня, беременную. После выкидыша больше детей Бог мне не дал.

В 43-м Катерина получила похоронку на мужа. Молодая вдова продолжала жить с заботливой, доброй свекровью, работала и на свиноферме, управлялась со скотом. За доблестный труд в годы войны наградили её правительственной медалью. Однако довоенный стаж этой труженицы при начислении пенсии не был учтён. Не имели тогда сельские жители ни паспортов, ни трудовых книжек.

Лет через семь вышла Катерина замуж вторично – за вернувшегося с войны фронтовика-односельчанина. Артиллерист Семён Андреев участвовал на Дальнем Востоке в сражениях с Японией. Екатерина Алексеевна бережно хранит его боевые награды – медали «За отвагу» и «За победу над Японией».

– С Семёном тоже дружно жили, не ругались. Он трактористом был хорошим, а я прицепщицей ему помогала. В Заводоуковск в 1960-м переехали, домик вот этот купили, – продолжает рассказ долгожительница.

В 1967-м она вышла на пенсию, а через семь лет схоронила мужа. Екатерина Алексеевна в больницу обращается крайне редко.Хлопочет по мере сил в своём небольшом огородике, печку топит, любит в баньке попариться. А с каким теплом говорит эта одинокая женщина о своих племянниках, внуках, правнуках, которых вынянчила с пелёнок, как искренне радуется успехам и счастью молодых!

Опекают Екатерину Алек­­­сеевну дочь умершей сестры Тамара, её дети и внуки. Первая помощница – любимая правнучка Настя. Вот только с ремонтом дома женщинам не управиться. Да и подлежит ли ремонту этот старенький покосившийся домик?! Лет двадцать назад бывший председателем совета ветеранов Павел Горбунов предлагал Андреевой переехать в благоустроенную квартиру. Вот только с подселением. Не решилась тогда Екатерина Алексеевна, привыкла жить самостоятельно, на себя рассчитывать.

А долгие зимние вечера коротает долгожительница у телевизора:

– Катю Андрееву в новостях слушаю всегда, Андрея Малахова, «Жди меня». А больше всего мне концерты нравятся, песни Софии Ротару, Валентины Толкуновой…Жалко, Валя так рано ушла из жизни. Уж очень я любила про полустанок её слушать, где про полотно судьбы поётся.

– Судьбы моей простое полотно? – переспросила я, уточняя.

– Вот-вот, будто про мою судьбу пела Валя!

Галина Лебедева,

г. Заводоуковск.