Медиакарта
6:31 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Судьба человека

Судьба человека
00:46 | 12 ноября 2012
Источник: Сельская новь

Работа у них такая

В то далекое время, а это был 1794 год, когда в Польше вспыхнуло крестьянское восстание под руководством Т. Костюшко, в котором принимали участие братья Мицкевичи, Царское правительство России дало согласие ссылать непокорных в Сибирь. Так семья Мицкевич оказалась в Конево. Осваивали земли, занимались разведением скота, воспитывали детей.

Родители Леонида Егоровича в числе первых вступили в колхоз «Красный боец». Отец Егор Осипович был рядовым колхозником и всю жизнь работал на земле, мама – Федосья Григорьевна трудилась на ферме телятницей. Кроме сына Леонида была еще дочь Нина, которая много лет работала бухгалтером в МТМ, и теперь живет в Конево.

Леонид Мицкевич закончил Коневскую среднюю школу в 1957 году. Выбирать профессию не пришлось. Призвали на военную службу. Был рад, что доверили охрану восточных рубежей Родины. Успешно закончил школу радиотелеграфистов и два года службы прошли довольно быстро. Вернулся домой, а тут все изменилось. В колхоз «Россия» было объединено несколько деревень. Встретил свою Анечку в бухгалтерии колхоза. Позднее Анна Ивановна стала работать завотделом кадров совхоза «Коневский».

Поженились 1 июля 1961 года. Красивая женщина, заботливая мать, прекрасная хозяйка, Анна Ивановна вместе с мужем растили троих детей. В Конево живет только старшая дочь, сын – в Ишиме, а младший сын пошел по стопам отца. Живет и работает в органах внутренних дел г. Сочи.

Анечке жилось непросто. Она всегда беспокоилась о муже. Работа участкового связана с риском для жизни. Бывало, когда он уезжал на дежурство в Абатск, не спалось ей, звонила, слышала родной голос, успокаивалась. Очень боялась, когда он один уезжал или уходил пешком на происшествия в населенные пункты. А он отшучивался «У страха глаза велики». Она старалась, чтобы он отдохнул. Так по нынешний день и пронесли они любовь свою.

1960 год был в сельском хозяйстве не из легких. Холода наступили рано, не хватало кормов, и уже через несколько дней после возвращения из армии вместе с колхозниками Леонид рубил кочки, чтоб хоть как-то накормить скот.

Он хорошо понимал: без специальности на селе не прожить. Закончил в Ишиме школу механизаторов и стал работать трактористом. Появилась возможность закончить курсы шоферов и он ее использовал. Получил права, грузовую машину. 2 сентября 1963 года его пригласили приехать в милицию. Пришел, а там уже были Ю.Г. Сеногноев, А.Н. Фатеев, М.С. Панов.

Кроме М.С. Панова, они оказались на службе в милиции. К дисциплине каждый из них привык в армии, но тут было совсем другое.

Леонида Егоровича назначили участковым. Согласился не сразу, но вмешался райком комсомола. Пришлось подчиниться. Он не хотел работать в Конево. Жители знали его с рождения, и он боялся, что не будут признавать в нем участкового.

  • А это будет зависеть только от тебя, - сказал представитель из области.

Но… шло время. Постепенно из Лёньки он превратился в уважаемого человека – Леонида Егоровича. Участок ему достался огромный. В него входили поселения двух сельских советов, совхозы «Коневский» и «Партизан» с отделениями, а это двадцать населенных пунктов.

Начал Леонид Егорович с бесед в школах. Интересовали его подростки, особенно из неполных семей. Мама в поле или на ферме работает, а мальчишка от одиночества и скуки не знает, куда себя девать. Вот и начинает нарушать порядок: к кому-то в огород заберется, у кого-то возьмет что-нибудь. Иногда участковый часами проводил время с таким подростком. На примерах из жизни тех, кто оступился, а потом стал настоящим человеком, велась беседа.

Взгляды подростка меняются не сразу, но первые ростки уже есть. Теперь он не избегает встречи с участковым. Наоборот, стремится увидеть его.

  • Дело пошло на лад, – думает Мицкевич. - Теперь надо с родителями познакомиться. Запомнился рассказ одного из моих коллег, тоже корреспондента. «Встретил Мицкевича в деревенском магазине. Беседует с продавцом: кто водочкой увлекается, да так вроде бы не серьезно, с шутками да прибаутками.

Вдруг подходит к прилавку местная доярка. Она недавно вышла замуж за вдовца, а у него четверо ребятишек от первой жены осталось.

Взяла двести граммов конфет да булку хлеба. Леонид Егорович заметил: «Что – то мало ребятишкам своим гостинцев берешь?»

Женщина вдруг склонила голову, на щеках румянец вспыхнул:

  • Деньги на мотоцикл собирает, все до копеечки учитывает. Порой хлеба не на что взять. Все на сберкнижку носит. Участковый через некоторое время встретил мужа этой доярки и задал ему вопрос:
  • Тебе что, мотоцикл дороже детей? Ребят, конечно баловать нельзя, но и обижать не надо. Во всем мера нужна. Вижу: пронял. Потом часто бывал в этой семье. Постепенно нашлись деньги и на мотоцикл, и на игрушки, и на конфеты».

Опора на помощь жителей

Леонид Егорович часто бывал не только в школах, на собраниях, но успех расследования преступлений чаще всего решали люди. И он рассказал довольно интересный случай: «Ранним утром вышла одна бабушка на улицу, когда только рассвет начинался. Подняла голову, чтоб на небо взглянуть, и увидела, что из крыши магазина голова торчит. Побежала к соседям, народ подняла. Кое-кто подшучивал: «Приснилось тебе». Когда приехал, а было это неблизко, народ кольцом стоял вокруг здания, но преступника уже и след простыл, а я в это время думал, как же он проник на крышу? Лестницей не пользовались, следов на земле никаких нет. И вдруг заметил велосипедный след. Может кто-то из ребятишек накануне приезжал на велике в магазин? Но кто пойдет в такой холод?

И все-таки пошел по этому следу. Он вел в деревню соседней области…

  • Не думал, что в такой глуши и так оперативно милиция работает. Один ноль в вашу пользу, – сказал жулик. Как позднее выяснилось, он на крышу и обратно забирался и спускался по углу дома. Поблагодарил я бабусю. Такого преступника помогла поймать! Его по всей стране искали.

Сколько работал, столько и учился

Иногда сама жизнь учила, особенно такому качеству, как наблюдательность. Как-то в трескучий мороз обокрали магазин, следов не оставили. И вдруг неподалеку – след от ботинка. Леонид Егорович насторожился. Местные такую обувь в мороз не носят. Значит, во-первых, в таких ботиночках далеко не убежишь. Нужен транспорт. Осмотрели все шины на машинах и тракторах. И нашли, за что зацепиться. Поехали по следу. Проследили, где воры делали остановку, согреваясь спиртным. По этим приметам и нашли жуликов в дальнем селе.

Учился Леонид Егорович уже не молодым человеком. Работа заставила закончить Омскую школу милиции. После этого пять лет работал заместителем начальника РОВД по политической части, но от Конево, где проработал 23 года участковым, не отрывался. Майор Мицкевич и сейчас там живет. Леонид Егорович не лишен юмора. В заключение нашей беседы я попросила его рассказать что-нибудь такое, чтоб улыбнулись читатели нашей газеты.

Он задумался. И рассказал.

Как в Абатском Гоголя искали

«Мы, участковые, обязаны были нести дежурство по отделу. Обычно дежурили сутки. Была зима. Поздний вечер. Дул пронизывающий ветер. Я сидел вместе с патрульными в дежурке. Начальник милиции направился домой. Увидев патрульных, остановился: «По местам, ребята. Пройдитесь по поселку». Вижу – сидят и не думают выходить на пост. Тогда я снял телефонную трубку и будто с кем-то разговариваю: «Что? Как это случилось? Где они?». Этого оказалось достаточно, чтобы патрульные повернулись ко мне, насторожились.

  • Что случилось?

  • Да в Абатск приехали писатели. Что-то не поладили и Гоголя «угостили» по лицу бутылкой.

  • Гоголь, это который написал «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
  • Да, он.

Патрульных как ветром сдуло. До двух часов ночи они посетили все котельные, больницу, «Скорую помощь», добросовестно обежали улицы… Утром заходит начальник милиции. Я рапортую: «За время моего дежурства никаких происшествий не произошло. Все спокойно».

В это время недавно принятый молодой милиционер вдруг срывается с места. - Как не произошло? А Гоголь!

Начальник понял, что это моя очередная шутка. Улыбнулся. «Знать литературу надо, ребятушки. Гоголь жил лет 200 назад».

  • Ну, Мицкевич, ну, погоди!- только и сказал ответственный патрульный, давясь от смеха. Вот такая простая история. Было это давно, где-то в 60-х годах теперь уже прошлого столетия. И не весь младший милицейский состав помнил, когда жил русский писатель Гоголь.

Мицкевич ушел, а я улыбалась, вспоминая его юмористический рассказ. Улыбнись и ты, читатель!

Автор: А. Везель