Медиакарта
14:45 | 22 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дом, где поселилось детство

Живёшь себе живёшь и вдруг решаешь сделать доброе дело. Соберёшь, например, мешок ношеной, но совсем не старой одежды, а многодетная соседка выставит вас с ним за порог. Почему-то случайные порывы часто оканчиваются ничем. У добрых дел есть странная особенность – они сами находят того, кто их должен делать.

Выбор

Однажды вечером Анд­рей Шаховцев привёл домой мальчика. Супруге, дожидавшейся его с горячим ужином, на немой вопрос сказал кротко: «Его надо накормить и уложить спать». И только после, когда всё это было сделано, он рассказал ей, что нашёл замёршего пацана у гаражей за подстанцией. Мальчик был не бездомный – назавтра Наталья проводила его к родителям. А затем… произошёл ещё один случай. Это уже потом они стали вспоминать, что тогда будто сам Бог проверял их на чадолюбие.

Тогда они пытались заниматься предпринимательством, и точка была в торговом комплексе «Ермак». А тут детей из детдома привели на экскурсию. Малышня на Андрее и Наталье повисла гроздьями. Наталья не обольщалась: дело не в них и не в тех сладостях, что пакетами раздаривал Андрей. Ребятишкам очень не хватало тепла и любви.

Масла в огонь подлила и передача о жизни детей-сирот, показанная по Центральному телевидению. Это был для Шаховцевых судьбоносный 2005 год. Свои дети уже выросли, старший поступил в Тюменское высшее командное училище, дочь училась в сельхозколледже, младшему исполнилось десять лет. Первым о том, чтобы взять детей на воспитание, заговорил Андрей, Наталья, как верная жена, поддержала его и, помолившись, они отправились за детьми.

Был, был у них момент выбора, когда существовал шанс остаться обычными людьми, у которых хватало в жизни трудностей и интересов, ведь взять детей на воспитание они решились не от скуки. Но в один прекрасный момент стало ясно, что выбор очевиден. Где двое, там и трое

Первыми детдомовскими первенцами в семье Шаховцевых стали трёхлетние близнецы Вероника и Анжелика. А Юлия стояла рядом и смотрела так жалобно и просительно, что сердце взрослых дрогнуло и они решили: где двое, там и трое. Ведь сам факт присутствия в жизни этих детишек был для них авансом и как будто бы обещанием лучшей доли.

Но… вначале надо было научить девочек жить в семейной среде.

Наталье приходилось рисовать с ними не только весёлые города и праздники, домики и солнышки, порхающих птичек и смеющийся месяц со звёздами, но и учить обычным вещам. К примеру, что нельзя зараз съедать булку хлеба и кастрюлю супа, не надо есть ароматизированную бумагу. Особенно трудно усваивала жизненную науку Юля.

Там, в коррекционной школе, на девочку обращалось внимания столько, сколько требовала программа, и она сильно отставала в развитии.

Богатые Шаховцевы

– Мы? Были бедные? Никогда, – отрицает Наталья. Ну как же, трое детей на руках. Заработки, что у неё, простого фельдшера, что у него – работника нефте­химического комбината – средние. Правда, в отличие от многих таких же семей, они не ютились по чужим углам. Как только молодые поженились, стали жить в квартире тёти, затем получили и свою. Но с появлением в квартире новых членов семьи, места стало катастрофически не хватать. Тогда-то они и задумались о собственном доме, где бы летом был свой сад-огород, чтобы по утрам за окном щебетали птицы, чтобы баня топилась… В общем, мечты, но как мы уже убедились, для Шаховцевых они становятся со временем реальностью.

Наверное, действительно Богом благословенны, а, может, сами очень целеустремлённые. В один прекрасный день после близняшек в их семье появился Славик. А затем и собственный дом. Для этого им пришлось продать квартиру и взять ипотеку. Дом просторный, где у мальчиков и у девочек свои комнаты, есть общая гостиная, где семья собирается вечерами, и прямо здесь, на тёплом паласе, каждый делится своими новостями. Но самое любимое место детей – столовая, оборудованная по последнему слову техники. В общем, есть и чем рисовать, и с чем чай пить, но жизнь Шаховцевых по-прежнему похожа на пёстрое лоскутное одеяло, как было в их крохотной квартире с двухэтажными кроватями, горами книг и забитыми шкафами. Сегодня здесь, на просторных мет­рах, нашли прописку лыжи, коньки, компьютеры. Везде удивительный порядок. Заслуга отца? Наташа загадочно улыбается, потом говорит: «Мы не будем идеализировать Андрея».

А как его не идеализировать, когда он каждый выходной готовит в казане плов, жарит шашлыки. Нынешним летом два раза съездили в аквапарк в Ханты-Мансийск.

– Мне просто повезло, – объясняет хозяйка. – У меня самоё сильное и надёжное плечо, это мой Андрей. Вокруг Натальи крутится огромная карусель, где события, судьбы, праздники, путешествия, лица ни на миг не прекращают своего вращения. И представьте себе мужчину, отца большущего семейства, спасателя МЧС, который души не чает в каждом из своих детей.

Пёстрая публика

Девочка Люда была очень слабой. Наташа с Андреем регулярно навещали её в больнице. Столько есть несчастий на свете, которые ничем «не лечатся», кроме одного: у человека можно отнять здоровье, но нельзя отнять другого человека.

Людочке судьбой был уготовлен интернат или женский монастырь, но повезло – на её пути оказались Шаховцевы.

С Катей особый случай. В очередной приход в детс­кий дом к Наташе подошла девочка и, глядя на неё снизу вверх, спросила: «Ты мой мама?» Наташа тогда чуть не разревелась от счастья прямо посреди комнаты, что странно – ведь она совсем не сентиментальна. Растрогать до слёз её может только что-то хорошее. У Катюши тоже были проблемы со здоровьем, но сегодня всё прекрасно, как, впрочем, и у всех их детей. Последнее прибавление в семействе случилось два года назад, когда Шаховцевы принесли домой шестимесячную Надюш­ку. Сегодня эта девчонка – любимица папы, хотя в семье взрослые стараются это не афишировать. Ко всем здесь относятся просто. В ответ дети дарят им любовь и ласку – разве этого недостаточно? Что-то не сбывается, какие-то надежды Наталь­и и Андрея оказываются тщетными. В конце концов, единственное, что они могут вдвоём, – это дать этим детям немного больше, чем даёт государство. И всё.

До свидания, дядя, до свидания, тётя!

Фотографироваться решили на фоне нового 9-местного «Хёндая». Его покупка стала для семьи настоящим событием, которая дарит им столько возможностей. Теперь мама развозит детей по утрам, кого в школу, кого в детский сад, вечером всё повторяется в обратном порядке. Автомобиль семья добивалась долго и нудно, пройдя многие бюрократические кабинеты. И только Владимир Майер, депутат областной Думы, когда Наталья пришла к нему на приём, пообещал помощь и не подвёл. И вот спустя два года те 500 тыс. рублей из депутатского фонда плюс кредит позволили семье приобрести такой шикарный автомобиль. Для них это не роскошь, для них он – средство передвижения.

Провожать журналистов дети вышли даже за ворота и ещё долго махали ручками: «До свидания, дядя…»

Вера ХОХЛОВА Юрий ПОПОВ (фото)