Владимир Ильич Шарпатов родился 21 марта 1940 года в п. Красногорский Марийской АССР в семье рабочих. Образование высшее. Трудовую деятельность начал в 1958 году в должности столяра мебельного цеха Илецкого деревообрабатывающего комбината Марийской АССР.
В 1959 году поступил в Казанский авиационный институт. В 1962 году перешёл в Краснокутское лётное училище гражданского воздушного флота, по окончании которого продолжил трудовую деятельность в аэропорту «Плеханово» города Тюмени, где прошёл путь от 2-го пилота Ан-2 до заместителя командира авиахимической эскадрильи.
В 1967 году заочно окончил Казанский авиационный институт и получил специальность «инженер-механик».
В 1971 году по окончании Кировоградской школы высшей лётной подготовки был переведён в аэропорт «Рощино» города Тюмени, где продолжил лётную работу в качестве 2-го пилота Ан-24, в 1974 году – командиром корабля. В 1976 году получил инструкторский допуск и руководил стажировкой командиров этого типа самолётов.
В 1976 заочно окончил командный факультет Ленинградской академии гражданской авиации по специальности «инженер-пилот».
В 1976 году, среди первых в СССР, приступил к освоению тяжёлого транспортного самолёта Ил-76. За участие в освоении нового типа самолёта был присвоен первый класс пилота гражданской авиации.
В 1995 году в качестве командира корабля Ил-76 находился в служебной командировке в Объединённых Арабских Эмиратах для выполнения полётов с грузами в Афганистан. 3 августа 1995 года самолёт с экипажем на борту был принуждён истребителем афганского оппозиционного движения «Талибан» к вынужденной посадке в аэропорту города Кандагар. Более года вместе с экипажем самолёта находился в плену. В результате подготовки экипажем плана захвата своего самолёта под руководством командира корабля Ил-76 В.И. Шарпатова был совершён побег из плена.
Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 1225 В.И. Шарпатову за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, присвоено звание «Герой Российской Федерации».
До декабря 1997 года продолжил свою лётную деятельность в авиакомпании «Аэростан». С 1998 года работал в качестве командира корабля Ил-76 в аэропорту «Рощино».
В 2002 году В.И. Шарпатов закончил свою трудовую деятельность и вышел на пенсию. Активно занимается общественной деятельностью и военно-патриотическим воспитанием молодёжи, является членом:
– Российской ассоциации Героев;
– регионального координационного Совета «Боевое братство»;
– наблюдательного Совета Национального военного фонда;
– регионального Совета партии «Справедливая Россия»;
– совета клуба ветеранов города Тюмени и секции военно-патриотического воспитания;
– областного Совета РОСТО (ДОСААФ).
В.И. Шарпатов награждён знаком особого отличия – медалью «Золотая звезда», а также многими ведомственными и общественными наградами.
Женат, имеет двоих детей, которые продолжают лётную династию.
В декабре 2011 года был избран депутатом Тюменской областной Думы пятого Созыва по единому избирательному округу в составе списка, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Тюменской области».
Лётчик, Герой России и прототип главного персонажа фильма «Кандагар» Владимир Шарпатов чуть менее года работает в составе нового депутатского корпуса областного парламента. Он представляет самую малочисленную фракцию «Справедливая Россия». Но ещё одна общественная нагрузка не пугает новичка.
– Я всю жизнь занимался общественной работой, начиная со школьной скамьи, был секретарём комсомольской организации. Когда стал летать в Тюмени, включился в профсоюзную деятельность. В коммунистическую партию я принципиально не вступал, хотя сейчас, конечно, многие об этом говорят. Но перед перестройкой меня убедили в необходимости сделать такой шаг, иначе, каким бы дисциплинированным и грамотным ты ни был, никакого карьерного роста, все вопросы решаются с большим трудом.
О реализации планов партии в областной Думе Владимир Ильич говорит:
– Одна из задач – придать официальный статус «дети войны» гражданам, которые родились с 1935 по 1945 годы. Детство у нас было тяжёлое, я тоже родился в это время. Да и после войны, в 50-е годы, без хлеба неделями сидели – нас, например, четверо детей было в семье. Выживали только за счёт огорода. А в настоящее время нет даже такого статуса, как «дети войны». Я, например, с 13 лет начал работать. После шестого класса на каникулах пошёл работать на завод – матери помогать, опил грузил в вагоны с лесозавода. И больше у меня никогда летних каникул не было до окончания школы. Мы считаем, что «дети войны» должны иметь определённые льготы, не только медицинские.
Главное для меня – работать в интересах области, а значит, в интересах населения.