Об основных направлениях и итогах учебной работы в 2009-2010 году в
беседе с корреспондентом газеты рассказала начальник управления
образования Тюменского района Н.А.Бирюкова.
- Наталья Анатольевна, разрешите поздравить вас с окончанием учебного
года. Был ли он особенным для вас и ваших коллег, каковы были основные
направления развития образования в Тюменском районе?
- 2009-2010 учебный год проходил под эгидой важнейших юбилейных дат,
президентских инициатив, которые определили вектор развития образования
на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одно из основных
направлений работы - реализация плана мероприятий Года учителя в
Тюменском районе. Цель, которую мы преследовали, - повышение престижа и
статуса профессии учителя, развитие творческого и профессионального
потенциала педагогов, утверждение приоритета образования в обществе.
65-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне определила
направленность воспитательного процесса на сохранение исторических,
культурных и нравственных ценностей, укрепление духовного единства
представителей разных поколений и национальностей.
Президентская инициатива "Наша новая школа" также задала образованию
новый вектор развития, направленный на обновление содержания
образования, повышение качества знаний учащихся в соответствии с
требованиями государственных стандартов, усиление воспитательного
потенциала, обеспечение доступности дошкольной образовательной услуги,
поддержку талантливых детей, сохранение и пополнение педагогических
кадров, повышение педагогического мастерства и повышение престижа
учительской профессии.
Среди важных задач - развитие открытой системы управления школой и
тесного взаимодействия с семьёй и общественностью, а также создание
максимально благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся,
поддержки удельного веса здоровых детей на уровне 86,7 процента.
- Сколько детей учатся в школах района, есть ли проблемы с
посещаемостью, отсев? Как организованы занятия с детьми, которые не
могут ходить в школу по состоянию здоровья?
- В 2009-2010 учебном году обучалось около 10,5 тысячи детей, примерно
столько, сколько в предыдущем учебном году. В начальной школе (1
ступень образования) занимались 4222 ребёнка - на 193 больше по
сравнению с прошлым годом. Увеличение произошло за счёт роста числа
первоклассников, их было 1215, на 150 больше по сравнению с прошлым
годом.
Некоторое снижение числа школьников среднего и старшего звена связано с
уменьшением численности населения детей этого возраста и снижением
количества учащихся, продолживших обучение в 10 классе. 95 детей
занимались на дому, 9 человек - экстернат. 115 подростков учится в
вечерней сменной общеобразовательной школе управления Федеральной
службы исполнения наказаний России по Тюменской области, 16 - в
начальной общеобразовательной школе Российских железных дорог.
В начале учебного года к занятиям не приступили 7 обучающихся. По
итогам года в банке данных уклоняющихся от обучения состоит 22 ученика
из 13 школ. Проблема пропуска занятий учащимися, склонными к
бродяжничеству, нежелание учиться, к сожалению, остаётся. Такие случаи
в основном имеют место в учреждениях для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Отсева по итогам 2009-2010 учебного
года нет.
Новым направлением национального проекта "Образование" является
дистанционное обучение детей-инвалидов с использованием информационных
технологий. Реализация этого долгосрочного проекта в регионе уже
началась.
На следующий учебный год мы уже подготовили список, куда вошли 20
детей-инвалидов, а это ребята с 1 по 10 класс из 15 школ района,
который направили в департамент образования и науки Тюменской области.
Ребята получат во временное пользование компьютеры, будут выделены
программно-методические ресурсы, специальную подготовку пройдут
учителя.
- Насколько полно процесс обучения в школах "столичного" соответствовал
уровню требований государственного образовательного стандарта?
- Максимальная аудиторная нагрузка на обучающегося соответствовала
нормативам СанПиНа. Наполнение федерального и школьного компонента -
требованиям учебных программ. Во всех школах сохранено единое
образовательное пространство, а именно, велись все предметы учебного
плана. Образовательными учреждениями использовались возможности
федерального и школьного компонента.
Во 2-4 классах всех школ было организовано изучение иностранного языка.
Также во всех школах изучали информатику в 3-4 классах. На второй
ступени с целью активизации процесса информатизации и развития
информационной культуры школьников преподавали интегрированный курс
"Информационные технологии в предметах" (100% школ). Основные предметы,
где применялись информационные технологии, - математика, биология,
русский язык, физика, история, обществознание, география.
На 2 и 3 ступенях изучались предметные курсы на основе выбора учащихся.
Семь школ района с целью сохранения и развития национальных традиций
татарского народа обеспечивают этно-культурный компонент (Акияровская,
Андреевская, Ембаевская, Каскаринская 2, Муллашинская, Чикчинская,
Янтыковская средние школы.
Средний показатель выполнения учебного плана по району составил 98,2
процента, что выше, чем в предыдущем учебном году, на 1,3%. Количество
выпускников 9 и 11 классов, желающих поступить в учреждения начального
и среднего профессионального образования, составило 40 процентов.
Количество выпускников 9 классов, планирующих поступить в 10 класс,
составило 56%. Выпускников 11 классов, желающих получить высшее
образование, - 72%.
- Какова общая успеваемость, растёт ли качество образования в наших
школах?
- Общая успеваемость, как и в прошлом году составила 99,9 процента,
качественная успеваемость выросла на 1,2 процента и составляет 43,8
процента.
Есть и резерв, за счёт которого этот показатель может стать значительно
выше. 251 человек (3 процента) окончили учебный год, имея по одной
тройке (русский язык или математика).
Меньше детей, оставленных на повторное обучение. В завершившемся
учебном году их было 19, в предыдущем - 21. Качество обучения
подтверждают и результаты итоговой аттестации выпускников, в том числе
в формате ЕГЭ.
- Насколько успешно завершили обучение выпускники девятых и
одиннадцатых классов? Как справились с ЕГЭ?
- Второй год девятиклассники участвовали в государственной итоговой
аттестации в новой форме. 100 процентов ребят были допущены к
экзаменам. Общая успеваемость по алгебре составила 94,6% - повысилась
на 7,7%, качественная - 43,3% - стала выше на 8,9%. На 8,5 процента
стала выше общая успеваемость по результатам экзамена по русскому языку
и составила 82,6%, качественная успеваемость повысилась на 10,1%.
Получили аттестат об основном общем образовании 99,9 процента
девятиклассников. Один ученик из-за болезни будет сдавать экзамены в
дополнительно установленные сроки.
К государственной аттестации за курс средней школы были также допущены
все выпускники 11-х классов. Аттестат с золотой медалью получили 29
человек, с серебряной медалью - 18. Это - стабильный результат,
которого уже не первый год добиваются наши педагоги.
Записала Татьяна ЮРТИНА.