Владимир Сергеевич Чертищев – депутат Тюменской областной Думы. Руководитель депутатской фракции КПРФ в Тюменской областной Думе. Первый секретарь Тюменского областного комитета КПРФ.
Заместитель председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, член комитета по бюджету, налогам и финансам. Член Совета Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (Совета законодателей) от Тюменской областной Думы пятого созыва.
– Владимир Сергеевич, у Вас три высших образования. Расскажите, как Вы их получали и для чего?
– Первое образование я получил в Краснодаре, окончил в 1964 году политехнический институт. Потом я попал в город Баку, где сначала был инженером-механиком, а потом и главным механиком Бакинского консервного комбината. Там я проработал около двух лет. Затем вернулся в Краснодар к семье.
В краснодарском институте я познакомился со своей будущей супругой Елизаветой Александровной. Поженились вскоре после окончания учёбы и решили ехать в Тюмень, на родину. Даже обращался к Хрущёву с просьбой по окончании института отправить меня не в Азербайджан, в южные районы, а на север, в Сибирь, в Тюменский край. Потом, когда Хрущёва сняли, такое же письмо написал Брежневу.
В 1967 году мы приехали-таки в Тюменскую область. Мне предложили поработать сначала в Урае на хлебокомбинате, который там создавался. Завод с моим участием – у меня был опыт, характер – запустили за полгода. Я был главным инженером комбината, сам разбирал всё до последнего винтика и собирал на этом заводе – тестомесы, печки. Но хотелось-то в нефтяники.
В 1968 году поступил на работу в Шаимское нефтепроводное управление – сначала инженером-механиком на нефтеперекачивающую станцию Шаим, головную станцию нефтепровода Шаим-Тюмень, потом старшим инженером-механиком, затем главным инженером этой нефтеперекачивающей станции. Одновременно участвовал в общественной работе, был членом бюро и секретарём Уральского горкома ВЛКСМ.
Вот когда работал инженером-нефтяником в Урае, мне потребовалось второе высшее образование. Поступил в Тюменский индустриальный институт. Окончил в 1974 году – инженер-механик нефтяной промышленности.
Затем поступил и в академию, проучился заочно три года, был в одной группе с Валей Матвиенко, тогда она – первый секретарь Ленинградского обкома комсомола. Там была негласная установка – секретарям обкомов ставить «отлично», остальным можно «четвёрки». Я был из рядовых. Взяла «спортивная злость» – я тоже могу. В итоге окончил с красным дипломом. Это позволило мне стать профессиональным партийным работником.
– Как Вы понимаете выражение «дело жизни»?
– Приносить пользу людям прежде всего. Хотя я и занимал высокие посты в своей жизни, это была не карьера, а, скажу так, проверка моих способностей, познание жизни и помощь людям, где бы я ни работал.
– Что Вам дал опыт работы в Госдуме?
– Я был и депутатом в туркменском парламенте пять лет подряд, возглавлял комитет по промышленности. Большой опыт дала эта работа. В Госдуме работал в комитете по энергетике, транспорту и связи, самый большой комитет после бюджетного был в нашем третьем созыве. Николай Иванович Рыжков, Виктор Степанович Черномырдин – старшие товарищи по депутатской работе.
Имелся опыт поездок по территории страны, в другие страны. Входил в группу по работе с Болгарией. Приходилось восстанавливать отношения с этой страной, до нас они были очень сложные. В итоге добились, чтобы в Болгарию приехал Владимир Путин – на тот момент президент РФ. Для болгар это было весомо.
– Самый ценный урок, который Вам дали в депутатской работе?
– Не отрываться от людей, от их просьб, жить их заботами. Но это настолько непросто… Надо знать, как живёт народ и что ему нужно. Часто привожу пример, который ставит в неловкое положение, в том числе моих коллег: область развивается хорошо, надо отдать должное и губернатору, и правительству области, и думе. Но, ребята, зарплата – главный показатель благополучия. Если средняя по области сегодня 25 тысяч рублей, почему крестьянин, за которого я отвечаю в комитете по аграрным вопросам, получает 13 тысяч? Нельзя от этой проблемы уходить, нужно разобраться. Вот он, разрыв, вот судьба моих людей и агропромышленного комплекса сегодня.
– Сфера Ваших интересов в современном законодательстве?
– В данный момент это сельское хозяйство. Причём я ищу те механизмы, которые способны в нынешних условиях его развивать. Я поддерживаю политику строительства крупных аграрных комплексов, молочных ферм, которую проводит губернатор, но понимаю, что это направление нужно развивать дальше. Для этого нужно восстанавливать систему потребительской кооперации, чтобы крестьянин мог сдать свою продукцию (хоть одно яичко бабушка принесла), получить за неё деньги и работать дальше. Заготовительные пункты должны иметь первичную переработку молока и мяса и осуществлять реализацию собранной продукции.
Идёт разработка программы с участием правительства области по развитию системы сбора дикоросов – грибов, ягод. Эта программа позволит обеспечить людей работой, а потребителей, например, вместо привозной газировки – натуральными полезными морсами из местных ягод. В работе также законопроекты о развитии пчеловодства в области и помощи садоводам.
Пытаюсь всегда выходить на результат. По названным законам он обязательно будет.