В штабе «Мостостроя-12», который находится на стройплощадке по улице Монтажников, развешаны по стенам схемы будущей транспортной развязки. На первый взгляд – беспорядочное смешение разноцветных линий, но строители ориентируются в них, как будто сами всю жизнь прожили в 1-м микрорайоне.
– Вот здесь у нас ведутся работы по опорам пешеходного перехода, – указывает в паутину чертежа заместитель генерального директора компании по производству Алексей Игнатьев. – Между пятым и шестым путями…
Железнодорожное полотно сейчас и есть главная площадка стройки. Установлены три из семи опор пешеходного перехода, смонтировано первое пролетное строение, монтажники погружают в землю трубы для следующих опор.
– Руководство дороги идет нам навстречу, – говорит Алексей Гаврилович. – Все понимают – развязка строится в самом подходящем месте, чтобы разгрузить город.
– Под землей между путями столько разных кабелей, сколько служб у железнодорожников! – добавляет начальник участка Роман Никифоров. – Однако все площадки освобождаются вовремя.
И Игнатьев, и Никифоров перебрались в Тюмень из Казани, где два месяца назад сдали транспортную развязку к Универсиаде-2013 – с тремя эстакадами основного хода длиной 350 метров и двумя разворотными петлями. Никифоров шутит, что там работали на пересечении улицы Зорге с проспектом Победы, а здесь оказались на улице 30 лет Победы.
– Вот так везде побеждаем! – смеется он.
В Тюмени «Мостострой-12» перекинет через Транссиб развязку длиной 743 метра, с семью съездами, и пешеходный переход. Пролетное строение основного хода соберут из металла, съезды будут сталежелезобетонные – металл и монолитные плиты. Все металлоконструкции поступят с завода «Тюменстальмост», который входит в структуру холдинга «Мостострой-12». Через три года в городе появится очередной «клеверный лист».
– Правда, он получится слегка сжатым, – говорит Роман Никифоров. – Потому что должен вписаться в существующий городской ландшафт.
Расположение в центре жилого микрорайона – главная особенность новой тюменской стройки. И существующий пешеходный переход, который оказался на пути развязки – лишь малая часть того, что придется убрать.
– Собственников здесь очень много, – говорит Алексей Игнатьев. – Кроме гаражей, под снос попадают СТО, автостоянки, заправочная станция, оздоровительный комплекс, ЛЭП… Проект переустройства ЛЭП уже разработан – она уйдет под землю, а владельцы строений получат компенсацию.
Не затянется ли строительство из-за такого количества хлопот?
– Опасения всегда есть, – говорит Игнатьев. – Даже если мы просто роем землю, то там всегда может оказаться забытая когда-то труба. Для нас это – неизбежные корректировки в проекте, вынужденный простой… В любом случае, если возникнут какие-то юридические проволочки с документами (выкуп земель, например), мы будем ждать – не идти же против закона! Но в целом, городские и областные власти оказывают нам всяческое содействие.
… В синем вагончике, где мы разговариваем, каждую неделю проходят планерки с участием заказчика, определяют планы работ, называют контрольные сроки выполнения, обсуждают проблемы. Пока все идет по плану.
Еще одно правило, которое они не могут нарушить – технологический процесс.
– Есть вещи, которые нельзя ускорить, – говорит Игнатьев. – Например, набор прочности бетона. Особенно сложно это в зимних условиях, а нагружать бетон можно не раньше, чем через 28 суток после заливки, иначе потом возникнут проблемы.
К успеху компании «Мостострой-11» на Московской развязке строители с улицы Монтажников, как мне показалось, относятся чуть ревниво.
– Почему возле «Южного» стройка не идет такими же ударными темпами? – говорит Игнатьев. – Потому что коммуникации… А почему коммуникаций не было на Московском тракте? Потому что площадку там расчистили раньше, а это – основная часть подготовительного периода.
Свою работу «Мостострой-12» постарается сделать в короткие сроки, говорит Алексей Игнатьев. Есть договоренность с железной дорогой, что строителям предоставят «окна» в движении поездов. На основной площадке недавно перекрыли часть улицы – полным ходом идет подготовка территории и перенос подземных коммуникаций. Все-таки работают на улице с родным названием – Монтажников. Может быть, потом, в каком-нибудь другом городе, это тоже станет частью шутливых историй.