В Троицу я побывала на кладбище в деревне Черноярке. В далёком 1941 году, в сентябре, здесь был похоронен мой дедушка Фридрих Горст. Волжских немцев по указу Сталина в одночасье выслали в Сибирь, сердце деда не вынесло таких испытаний, и он умер прямо на барже. На сосне в изголовье могилы родственники ножом вырезали фамилию. Никто не знал, что их ждёт впереди, придётся ли им побывать здесь ещё хоть раз, чтобы склонить головы… С тех пор прошло почти 70 лет...
Мои воспоминания были предисловием к теме, которую хотелось бы поднять на страницах газеты, а именно уважение к памяти усопших, поддержание чистоты и порядка сельских кладбищ. На черноярском погосте я обратила внимание на то, что были приведены в порядок не только могилки, но и вся территория. Мешки с мусором стояли у дороги, надеюсь, их в своё время вывезут. По-видимому, накануне родительского дня здесь прошёл субботник.
Молодцы черноярцы!
Автор письма, пришедшего из деревни Весёлая Грива Новоникольского сельского поселения, пишет, что перед Троицей у них тоже прошёл субботник.
«Желающих оказалось не густо. На грузовой машине приехал Саша Смирнов, его мать Тамара Ивановна Смирнова с тремя дочерьми, её сестра Маша с сыном Володей (он шестиклассник) и немного пенсионеров – всего человек пятнадцать. Убирали всё подряд, не различали, чьи могилки. Работали без перекура часа четыре. Организатором была энергичная Тамара Ивановна. Надо сказать, что семья Смирновых участвует во всех местных мероприятиях. А многие жители в ответ на предложение прибрать на кладбище отнекивались, уповая на то, что дел много дома, нет времени, всё равно уборку и без них сделают и т.д.»
Такая позиция – моя хата с краю – у многих. Нижняя Тавда, райцентр, который должен быть примером для более мелких сельских поселений, не отличается образцовым порядком на кладбище. Отрадно, что не по дням, а по часам поднимается ввысь часовня, что в последний путь усопшие отправляются по хорошей дороге. Но когда у нас, временно живущих на земле, появится внутренняя культура? Почему, почистив могилки своих родственников, мы втихаря валим кучи мусора, старые венки и кресты на соседние захоронения? И почему громадные свалки не вывозятся с территории хотя бы перед поминальными днями? И почему посередине кладбища есть полусгоревшие кучи, от которых в любой момент может произойти пожар?
Тамара МАНЯХИНА