Медиакарта
17:36 | 2 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Мистика леса и пляски с котом

23:23 | 23 ноября 2012

Лес вокруг археологического музея-заповедника на озере Андреевском уже во власти зимы – сугробов намело… Но размеренное течение «мертвого сезона» все же иногда нарушают редкие гости, не побоявшиеся дальней поездки. Их встречают скучающие по человеческому общению сотрудники музея и новая выставка «Шаманы и боги народов Севера» – экспозиция, вызывающая неоднозначные чувства. Впрочем, как и все, что связано с этим мистическим культом… – Последние годы шаманизм и разного рода духовные практики входят в моду, так что интерес к выставке со стороны горожан чувствуется, – говорит специалист по социально-культурной деятельности Андрей Быстров. – Конечно, наши посетители, как правило, едут на Андреевское не за живописью, а за этнографией… Но атмосфера, которую нам удалось создать, явно приходится им по вкусу. В павильоне, где прежде дети и взрослые могли найти экспозицию «Древние воины Сибири» и примерить настоящий кованый шлем или кольчугу, теперь выставлены шестнадцать картин известного ненецкого этнографа и художника Леонида Лара. Холсты не просто развешены по задрапированным красной тканью стенам, их порядок как бы рассказывает зрителю историю северного шаманизма. А сопутствующие этнографические редкости (костюм шамана, целиком сшитый из оленьей шкуры, палочка для счета песен, бубны, деревянные маски и прочее) помогают ощутить связь между искусством и реальной жизнью ненецких и хантыйских шаманов. Ведь они по сей день живут в стойбищах и практикуют свой культ.
– Леонид Лар, когда работал над выставкой, разместил картины иначе, – рассказывает Андрей Быстров. – Но мы, с его разрешения, изменили порядок и сделали выставку более тематической. Первая группа полотен рассказывает о зарождении… Сёма, брысь! – толстая полосатая харя, высунувшаяся было из-за драпировки, вновь скрывается в складках ткани, и прервавший себя экскурсовод продолжает рассказ. – О зарождении шаманства и создании священных мест. На картине «Весна. Священное место» показано, как выглядят эти храмы под открытым небом. Сегодня обитатели крайнего Севера создают их такими же, как и их предки многие века назад. И по-прежнему молятся там об удачной охоте, о здоровье для близких и о приплоде скота. Второй блок картин отражает моменты религиозной составляющей – шаманские практики, легенды о духах и других мирах, воплощения… – Усатое воплощение какого-то проказливого домашнего духа бодро марширует через комнату и укладывается прямо на шкуру, расстеленную на воссозданном в углу священном месте. Экскурсовод укоризненно смотрит на кота. В ответ тот зевает, сворачивается клубком и прикрывает глаза. – Ну, вот что с ними делать? – разводит руками Андрей Быстров. – С тех пор, как мы разместили в этой комнате выставку, котов к ней как магнитом тянет! Гоняем их, гоняем… А стоит открыть дверь и впустить группу – они уже тут как тут. Кстати, шаманы считают, что кошки живут во всех мирах сразу: в Нижнем, который чем-то напоминает христианский ад, в Среднем – вместе с людьми, духами камней и деревьев, и Верхнем, населенном полубожественными и божественными существами. Семен, вполуха слушавший о структуре мира, вдруг начинает скакать возле деревянного идола, словно играя с невидимой мышкой: выцарапывает ее из-под шкуры на полу, подбрасывает в воздух и ловит. – Когда кошки себя так ведут, шаманы говорят, что они сражаются со злыми духами, которых нельзя увидеть людям, – добавляет Быстров и хитро улыбается, явно оценивая эффект, приведенный котом и его собственными словами. … Котов можно понять – я и сама испытала желание просто находиться с картинами Лара в одной комнате. Прогнать Семена со шкуры, усесться на нее и долго смотреть по сторонам, пытаясь осознать значение цветов и форм на полотнах. Увидеть за образами, созданными фантазией художника, древние верования северных народов. Их богов – не злых и не добрых, просто существующих, потому что таков порядок вещей. Как Хозяйка ветров, изображенная на полотне с таким же названием. Седая, морщинистая старуха в серо-черных одеждах. Она может завьюжить, закружить и похоронить под снежным гнетом одинокого охотника… Но без ветра в чуме не будет тяги, и дым от костра заполнит пространство, изгонит из него людей. – Лар говорил, что хочет сделать не просто выставку, а место, где любой мог бы попробовать свои силы и стать немного шаманом, – вспоминает Андрей Быстров. – Сесть на пол, расслабиться и попробовать поговорить с духами или даже, чем черт не шутит, чуть-чуть приподняться над Средним миром. Некоторые из наших посетителей пытались, но я никогда не спрашивал, получалось у них или нет. Слишком это все личное… … Коту Семену, конечно, проще, чем гостям выставки. Его-то привезли из стойбища, так что шаманизм для него – верование этнически правильное. Но и у кого-то из тюменцев может получиться разговор с духами по душам. Тем более что пышные сугробы, мохнатые шкуры и общий настрой на единение с природой рождают в душе стремление к чему-то первобытному и мистическому.

Автор: Дарья Ровбут