Медиакарта
9:27 | 26 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

В. Чертищев: «Было такое партийное слово НАДО»

В. Чертищев: «Было такое партийное слово НАДО»
10:31 | 26 ноября 2012

– Владимир Сергеевич, у вас три высших образования. Расскажите, как вы их получали и для чего? – Первое образование я получил в Краснодарском политехническом институте, который окончил в 1964 году по специальности «инженер-механик машинного аппарата пищевой промышленности». Поступил в 1959-м, хотя школу окончил в 1957-м. После школы работал слесарем на нефтеперерабатывающем заводе. Первые два года учился на заочном и работал, потом, на третьем курсе, перевёлся на очное отделение.
Мне эти первые четыре трудовых года дали очень многое в жизни. В том числе понимание сути рабочей профессии. Я прошёл путь от ученика слесаря до рабочего 5 разряда.
В 1967 году с семьёй переехал в Тюменскую область. Год отработал главным инженером на Урайском хлебокомбинате. Затем, в 1968 году, поступил на работу в Шаимское нефтепроводное управление – сначала инженером-механиком на нефтеперекачивающую станцию Шаим, головную станцию нефтепровода Шаим – Тюмень, потом старшим инженером-механиком, потом главным инженером этой станции. Одновременно участвовал в общественной работе, был членом бюро и секретарём Уральского горкома ВЛКСМ. Вот тогда мне потребовалось второе высшее образование – в 1974-м окончил Тюменский индустриальный институт по специальности «инженер-механик нефтяной промышленности».
В 1972 году переехал с семьёй в Тюмень – приходилось много работать, учиться заочно. К тому же в это время меня избрали секретарём первичной парторганизации из 96 коммунистов. Два года спустя Ленинский райком партии предложил стать секретарём парткома нового предприятия «Сибкомплектмонтаж». Было тогда партийное слово «надо». Пошёл сказал жене. Она спросила: «Сколько будем получать?» – «250 рублей» (а получал тогда 380-400 рублей, нормальные деньги, четверым можно было жить). – «На что будем жить?» – «Справимся». В общем, направили, отработал около года. Потом пригласили в Тюменский обком партии инструктором. Тоже было слово «надо». Проработал там два года, затем – три года в Сургуте вторым секретарём горкома партии. После предложили поработать в Тобольске. Так оказался на нефтехимкомбинате, где проработал пять лет. За это время заочно окончил с красным дипломом Академию наук при ЦК КПСС.
– Как вы понимаете выражение «дело жизни»?
– Приносить пользу людям, прежде всего. Хотя я и занимал высокие посты в своей жизни, это была не карьера, а, скажу так, проверка моих способностей, познание жизни и помощь людям, где бы я ни работал. – В вашей биографии впечатляет количество географических точек, где вы жили и работали: Краснодар, Баку, Урай, Сургут, Тобольск, Тюмень... Легко меняете место жительства?
– Нет, нелегко. Потому что много друзей, связей появляется, остаётся частичка сердца. Ну и на здоровье сказывается каждый переезд.
– К чему больше «прикипели»?
– Много где побывал, но природа Тюменской области, ее пейзажи – это моё родное. Обидно, что сейчас идёт буквально варварское наступление на природу. Нужно защищать лес любой ценой. Вхожу в группу, которая занимается в области контролем за использованием леса. Отдали в аренду, и порой он варварски вырубается. Причём получается, что по закону. Приходится вмешиваться. Где-то удаётся удержать.
– Что вам дал опыт работы в Госдуме?
– В Госдуме работал в комитете по энергетике, транспорту и связи, самый большой комитет после бюджетного был в нашем третьем созыве. Николай Иванович Рыжков, Виктор Степанович Черномырдин – товарищи по депутатской работе.
Наша задача была защитить интересы производственной экономики, нефтегазового комплекса в частности. Тогда мы создали систему законов, касающихся соглашения о разделе продукции (СРП), которые позволяли за счёт прибыли от продажи нефти финансировать инженерное развитие нефтепромысла.
Был опыт поездок по территории страны, в другие страны. В частности, входил в группу по работе с Болгарией. Приходилось восстанавливать отношения с этой страной, до нас они были очень сложные. В итоге добились, чтобы в Болгарию приехал Владимир Путин – на тот момент президент РФ.
– Можно ли вас назвать человеком системы?
– Если партийной системы – то можно. Экономики – тоже можно. Я – человек нашего тюменского топливно-энергетического комплекса. Это тоже часть моей работы.
– Самый ценный урок, который вам дали в депутатской работе?
– Не отрываться от людей, от их просьб, жить их заботами. Но это настолько непросто… Надо знать, как живёт народ и что ему нужно. Часто привожу пример, который ставит в неловкое положение, в том числе коллег: область развивается хорошо, надо отдать должное и губернатору, и правительству области, и Думе. Но, ребята, зарплата – главный показатель благополучия. Если средняя по области сегодня 25 тысяч рублей, почему крестьянин, за которого я отвечаю в комитете по аграрным вопросам, получает 13 тысяч? Нельзя от этой проблемы уходить, нужно разобраться. Вот он, разрыв, вот судьба моих людей и агропромышленного комплекса сегодня.
– Сфера ваших интересов в современном законодательстве?
– В данный момент это сельское хозяйство. Причём я ищу механизмы, которые способны в нынешних условиях его поддерживать и развивать. Я поддерживаю политику строительства крупных аграрных комплексов, молочных ферм, которую проводит губернатор, и понимаю: это направление необходимо развивать дальше. Для этого нужно восстанавливать систему потребительской кооперации, чтобы крестьянин мог сдать свою продукцию (хоть одно яичко бабушка принесла), получить за неё деньги и работать дальше. Заготовительные пункты должны иметь первичную переработку молока и мяса и осуществлять реализацию собранной продукции. Как раз этой темой мы сейчас занимаемся, разработали проект областного закона о государственной поддержке потребкооперации в сельском хозяйстве.
Идёт разработка программы с участием правительства области по развитию системы сбора дикоросов – грибов, ягод. Эта программа позволит обеспечить людей работой, а потребителей вместо привозной газировки, например, – натуральными полезными морсами из местных ягод. Помимо этого, работает над законопроектами о развитии пчеловодства в Тюменской области и помощи садоводам.
Пытаюсь всегда выходить на результат. По названным законам он обязательно будет. Другой момент в работе – контроль за принимаемыми законами и расходованием финансов, в частности, по межрегиональной программе «Сотрудничество». Из областного бюджета на неё идёт примерно 30 млрд рублей – это большие деньги. Выполнение программы в последние годы – около 70 %. Если есть проблема, давайте разберёмся.
Татьяна ПАНКИНА (публикуется в сокращении).

Автор: Татьяна ПАНКИНА