Медиакарта
21:38 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Здравствуйте, мы – детские писатели!

20:25 | 27 ноября 2012

У писателя из города Петропавловск-Камчатский Павла Калмыкова есть такая книга – «Клад и другие полезные ископаемые». Совсем новая книга, как и все те 14 литературных произведений, авторы которых были признаны лауреатами международной премии имени Владислава Крапивина. В воскресенье некоторые из них приехали в Тюмень, чтобы познакомиться с Владиславом Петровичем и своими потенциальными читателями. Павел Калмыков проделал самый длинный путь – 12 часов в самолете. – И ни разу не пожаловался! – говорит Ольга Колпакова, председатель содружества детских писателей города Екатеринбурга, которая в этом году организовала премию Крапивина. Калмыков по профессии – врач, и, говорят, очень хороший. Более 20 лет назад он прославился дебютной книгой «Школа мудрых правителей», которую до сих пор считают одной из вершин постсоветской детской литературы. Те, кто читал «Клад и другие полезные ископаемые», считают книгу практически новым словом в литературе для детей. Или вот другой автор – Эдуард Веркин из Воркуты и его повесть «Облачный полк». Веркин – писатель известный, лауреат премии «Заветная мечта» и конкурса «Книгуру», автор повестей «Кошки ходят поперек», «Мертвец», «Друг-апрель» и многих других. На Крапивинский конкурс он прислал «Облачный полк» - повесть о героях, где описана жизнь и гибель небольшого партизанского отряда. Сюжет построен вокруг рассказа главы семейства, который под натиском правнука вспоминает детство, самый страшный и звонкий кусок – зиму 1942 года. Три последних месяца из полутора лет, в течение которых Димка бродил по пояс в грязи и снегу, выменивал у немецких обозников гранаты на тушенку, отчаянно хотел отогреться и наесться, а еще больше – открыть, наконец, счет убитым фрицам. А опекал его эти полтора года Саныч, боец от бога, заговоренный цыганкой от пули и боящийся всего трех вещей: предательства, торфяного топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины. – Не знаю, почему такая идея не пришла в голову кому-то другому раньше, – удивляется Веркин (по образованию – историк). – Идея, кажется, лежит на поверхности. Я начал писать и все время боялся, что не успею, что кто-нибудь напишет нечто подобное до меня… Вот еще два писателя – Наталья Евдокимова и Анна Игнатова, обе - из Санкт-Петербурга. Пишут в основном стихи, но для конкурса сочинили прозу. Евдокимова – повесть «Конец света», похожую на компьютерную игру. Игнатова – повесть «Верю – не верю» о странном мире, где люди не могут лгать. Наталью Евдокимову мы также знаем, как сценариста некоторых серий тележурнала «Ералаш». А вот Наиль Измайлов, московский автор, известный романом «Убыр» (для старших школьников, потому что это мистический триллер для детей) и Олег Раин из Екатеринбурга с повестью «Слева от Солнца» (тоже для старших подростков). Ольга Колпакова рассказывает, что в этом году на конкурс пришло более сотни произведений. – Это тяжелая работа – выбирать лучшее, – говорит Ольга Валерьевна. – Литературный совет (в нем – 24 профессиональных редактора и литератора) прочитывает абсолютно все, что приходит. Если у одного сразу возникает мнение, что произведение никуда не годится, то рассказ или повесть прочитывают еще два-три специалиста. Просто чтобы убедиться, что первый читатель был прав. То же самое происходит, если кто-то из литсовета оказывается в полном восторге от книги. Самому Владиславу Крапивину, именем которого названа премия, достаются, как он говорит, «сливки». Литсовет заранее отсеивает неудачные произведения и присылает писателю только те, что, по мнению специалистов, заслуживают внимания. Правда, Крапивин этим не ограничивается, просит присылать больше и по возможности читает все. – Каждый раз, когда идет отбор, я жалею, что нельзя наградить всех, – говорит Владислав Петрович. Он давно высказывает мнение, что писатели, работающие сегодня для детей, занимаются важным, но, к сожалению, неприбыльным делом. Неприбыльным не только по части материального вознаграждения, но и в смысле морального писательского удовлетворения. Почти никому из них не удается увидеть свои книги, стоящие ровными рядами на полках магазинов. Небольшие тиражи, которыми издательства выпускают их произведения, расходятся по родным городам авторов, а в стране их почти не знают.
И получилось, что писателям пришлось тюменской публике представляться и рассказывать о своих книгах, а не обсуждать их. И все же, когда видишь издателей города Екатеринбурга, редакторов литературных журналов, писателей, собравшихся в одном месте, складывается ощущение, будто в соседнем городе кипит бурная литературная жизнь, о которой Тюмень только мечтает. Невольно прислушиваешься к разговорам о «литературном квартале» – так в народе называют объединенный музей писателей Урала. К малознакомым названиям литературных журналов и альманахов, где впервые публикуются многие рассказы и повести современных авторов. К рассказам о том, что в течение всего года подростки Екатеринбурга с подачи учителей читали повесть «Слева от Солнца» Олега Раина и обсуждали ее, и полюбили. Хотя Ольга Колпакова, знающая о положении литературных дел в Екатеринбурге (да и во всей стране) не понаслышке, скажет, что дела эти, скорее, «двигаются понемногу». И поэтому знакомство детских писателей-лауреатов с тюменской и екатеринбургской публикой – это большой прорыв.

Автор: Оксана Чечета