10 утра. Тюмень. Улица Горького. По обеим ее сторонам бегут, «переругиваясь», две стаи собак. Стоящая перед светофором пенсионерка с надеждой оглядывается на меня, а я смотрю на свою спортивную сумку (говорят, что в таком случае это лучшее средство обороны).
На этот раз нам повезло: обе собачьи группировки были, как говорят защитники животных, адекватными и социализированными. И пронеслись мимо, так и не показав зубы.
Сбой в системе
В то время как страна обсуждает вопиющие случаи убийства бездомных псов догхантерами в нескольких крупных городах, в Тюмени у собак пока вольница. Пенсионерка Лариса Поликарпова говорит, что видит внушительные стаи раза три в неделю. И ей все равно, как и кем будет решена проблема бездомных животных - пусть даже бравыми ребятами с ружьями и отравой. «Город построен для людей», - резонно замечает женщина.
Несколько лет назад городские власти выбрали гуманный путь борьбы с беспризорными псами. Был создан приют для собак, на финансирование которого направлялись деньги из городского бюджета. Дружелюбных собак отправляли в вольеры приюта, где их стерилизовали, и они ожидали своих будущих хозяев. Если таковые не находились, то псов снова отпускали в естественную среду здоровыми и безопасными. Агрессивных же животных продолжали уничтожать.
Однако что-то в работе этой схемы пошло не так, и вместо того, чтобы сокращаться, численность безнадзорных псов, наоборот, начала расти. Если в 2007 году петербургские биологи насчитали в Тюмени около 4,5 тысячи бездомных собак, то сегодня их число уже приближается к 8-10 тысячам!
– Это словно нашествие павианов в «Граде обреченном» Стругацких, - рассуждает программист Андрей Дементьев, гуляющий со спаниелем Бобом у сквера Гимназистов. - Там обезьяны взялись буквально ниоткуда. Вот и у нас еще лет семь назад я почти не встречал на улице собачьих банд, а теперь даже в сквер выйти страшно с собственным псом.
Псовый обед за 270 рублей
Сейчас в городе существуют уже два приюта для бездомных собак, один из них, по улице Голышева, обслуживает по условиям аукциона (т.е. получая бюджетные деньги) ТООО «Общество защиты животных», другой, на Кедровой, - муниципальное учреждение «ЛесПаркХоз». Между ними давний конфликт.
Основные претензии общественников к МКУ «ЛесПаркХоз» можно свести к неэффективности, а замечания администрации города к защитникам животных - к смешению государственных средств с добровольными пожертвованиями. Ситуация так бы и существовала на уровне канцелярских запросов, ответов, отчетов о проверках, если бы в социальных сетях не появился документ под названием «Обращение по вопросу организации общественного приюта для безнадзорных животных», а неравнодушным людям не предложили собирать под ним подписи. Инициатор обращения - Анна Москвина, возглавляющая Общество защиты животных в Тюмени.
Узнать, почему приюту не живется с бюджетным финансированием, было не так-то просто. Чтобы попасть на территорию, нужно было пройти через территорию «ЛесПаркХоза», чему мешали две решительно настроенные собаки. Одна из них, как становилось понятно при взгляде на ее брюхо, кормила щенков. То есть стерилизована не была и гуляла сама по себе. Анна Москвина пояснила, что животные прикормлены охранниками «ЛесПаркХоза», а в самом муниципальном учреждении собак стерилизуют и раздают «весьма неохотно». «А ведь это главные меры по сокращению численности безнадзорных животных, - говорит Москвина. - За полгода «ЛесПаркХозом» стерилизовано всего 36 животных, мы же обработали 156. Мы подыскали новых хозяев для 231 собаки,
«ЛесПаркХоз» - для 38».
На вопрос, почему хотите отделяться, то есть организовывать общественный приют, отказываясь от бюджетных денег, Анна Москвина ответила так:
– Это дает нам свободу действий. Тем более за последние три недели занимающийся отловом «ЛесПаркХоз» привез к нам всего одно животное… Мы сможем нормально работать с волонтерами, не опасаясь, что к нам придут и спросят, какая каша предназначена для 70 собак, на которых нам выделяют деньги, а какая - для остальных 50, которых мы содержим на общественных началах. Но содержим мы их дешевле - за 126 рублей вместо 270 на одну собаку в сутки.
По правилам отловленные собаки содержатся в приютах полгода. А дальше что? По словам пресс-секретаря главы администрации города Гульнары Сидоркиной, большинство горожан на общественных обсуждениях высказываются за эвтаназию. С другой стороны, на животное потрачено 50 тысяч рублей, получается, что эти деньги ушли в пустоту. Раньше уничтожать собаку в любом случае нельзя по закону, до истечения 6 месяцев она не может быть признана «бесхозным имуществом».
Анна Москвина утверждает, что социализировать можно любое животное. Например, подсадить боящуюся людей собаку к бывшей домашней, дружелюбной.
В вопросах мер, которые должны применяться для сокращения численности бездомных собак, и администрация города, и защитники животных солидарны. И те, и другие выступают за стерилизацию животных, ликвидацию кормовой базы - открытых мусорных баков и за поиск новых хозяев для безнадзорных собак, естественно, при содействии общественных организаций.
В администрации города поддерживают инициативу создания общественного приюта.
И тем не менее вопросы гуманного отношения к животным для большинства людей значат гораздо меньше собственной безопасности. Пока либеральные по отношению к собакам городская администрация и областное общество защиты животных конфликтуют, на сцену могут выйти те самые догхантеры, которые будут решать проблему радикально.
Цифры
По данным тюменских врачей, за первое полугодие этого года в травмпункты города обратился 131 человек, пострадавший от укусов бездомных псов. Примерно в два раза больше тюменцев обращаются за врачебной помощью после покусов собак домашних.
Сергей ШЕВЧЕНКО
Фото автора