Михаил Карнаухов, аспирант нефтегазового университета, полтора года проработал на автобазе компании «Сибнефтепровод» и в деталях узнал, как тяжело разморозить застывшую технику.
Экскаватор или кран молодой ученый сравнивает с человеком. Есть тело – двигатель, и пальцы – разные ковши, стрелы, лапы… Если тело горячее, а пальцы – холодные, толку от такого организма – ноль.
– Водители рассказывали мне, какую зарядку делают их машины перед началом работы, – говорит Михаил. – Помаленьку двигают ковшом из стороны в сторону, или становятся на одну гусеницу и вхолостую прогоняют другую, чтобы разогреть гидравлическую жидкость. Некоторые и вовсе не выключаются всю ночь.
Общение с водителями натолкнуло Карнаухова на поиск решения проблемы – как запустить гидравлическую систему строительных машин в любой мороз, снизить поломки агрегатов и сэкономить топливо.
Под руководством преподавателя института транспорта Виталия Конева Михаил разработал ресурсосберегающий гидропривод для машин, эксплуатируемых вдали от баз, и победил с этим проектом на конкурсе «УМНИК».
Грант в 400 тысяч рублей позволит аспиранту и его научному руководителю к лету создать опытный образец цилиндра для отечественного экскаватора, а всю зиму они потратят на теплотехнические расчеты. В институте есть гидравлический стенд, к нему подключат стандартные цилиндры, выставят за окно, и станут нагружать работой.
Кроме того, говорит Виталий Конев, необходимо закупить датчики, рассмотреть разные варианты теплоизоляционных материалов, съездить в командировки на Север… А Михаил Карнаухов вспоминает, что в свое время занимался сноубордом – может быть, это тоже стало стимулом его интереса к морозу и методам борьбы с ним.
НА СНИМКЕ: Михаил Карнаухов у гидравлического стенда.
Фото Гали Безбородовой