Медиакарта
17:09 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Выбор супругов Киргинцевых

Выбор супругов Киргинцевых
10:18 | 29 ноября 2012
Источник: Слава труду


Чуть перефразируя народную мудрость, можно сказать, что каждый человек – кузнец своего счастья и благополучия. В этом лишний раз убедился, побывав на усадьбе и в доме жителей деревни Большескаредная, владельцев большого личного подсобного хозяйства Александра Леонидовича и Нины Ильиничны Киргинцевых.


…Двухквартирный, шлакозаливной, белостенный дом семей братьев Киргинцевых, расположенный на возвышенности, заметен издали. Видно, что приусадебную площадку регулярно убирают от снега, на стоянке поодаль поблёскивает синей краской трактор МТЗ-82 с лопатой. В ограде – чистота и порядок, ничто не напоминает о множестве животных на усадьбе.

Хозяева вышли из глубины двора в рабочей одежде, в руках Александра – тушка гуся.

– Вот, гусей обрабатываем, хватит им жировать, – здороваясь, пояснил он.

Не теряя времени, я сходу заговорил о делах и зимних заботах крестьян.

– Может, в дом пройдём, что на улице-то... – вставил в паузе хозяин.

Забегая вперёд, сообщу, что в просторной уютной квартире супруги проживают теперь вдвоём: дети повзрослели, дочь проживает в Тюмени, сын служит в армии. Беседовать расположились на кухне.

– В этой деревне я родился и вырос, – начал Александр Леонидович. – Когда-то Большескаредная была крупным отделением совхоза, затем – сельскохозяйственного кооператива «Аромашевский». Около 30 лет работал в хозяйстве, в основном водителем грузовика, но приходилось управлять и другой техникой, ухаживать за конями, к этим животным у меня особое отношение. Совхоз предоставил нам с братом Анатолием по квартире, вот и проживаем в одном доме. Жизнь шла своим чередом: работали, преодолевали трудности и проблемы, но они оказались пустяком по сравнению с тем, что нас постигло в девяностые годы двадцатого века.

Александр имел в виду те изменения и реформы, которые произошли в советской стране в тот период. В огромной мощной супердержаве поднялись такие «метели», что никому не было дела до судьбы отдельного человека, сельхозкооператива: страна рушилась. Быстро свернули общественное производство и в Большескаредной, люди остались при своих интересах. Сельчане, за которых в выборе общественно-политической жизни обычно всё решали «сверху», теперь должны были утверждаться сами. Многие поддались панике, в отчаянии стали крепче дружить с «горькой», другие, коих меньшинство, сосредоточились, крепко задумались, как строить свою дальнейшую судьбу.

– Таковых в деревне около десяти семей, не больше, – прикинул Киргинцев. – Вот и мы с женой пришли к выводу, что шутя «зашибать» большие деньги в чужом краю – это миф. Нас никто там не ждёт, надо закрепляться на своей земле, тем более что руки труда не боятся. Правда, мы и в совхозные годы без хозяйства не жили, а теперь на него возложили главные надежды и не прогадали. Без хлеба не бываем, одеть, обуть также есть что.

Трезвый крестьянский расчёт, хозяйская хватка, деловая смекалка, помноженные на настойчивый труд обоих супругов, дали свои плоды: сегодня на усадьбе Александра Леонидовича и Нины Ильиничны – большое и крепкое хозяйство, добротные постройки (среди них три бревенчатых стайки), трактор, все необходимые к нему навесные приспособления. Только рогатого скота в хозяйстве 17 голов, из них пять коров, кроме того, лошади, стадо свиней, овцы, гуси, около ста кур. С таким хозяйством утром долго не поспишь: даже в зимнее время в шесть часов уже на ногах, ну а в летнее...

На усадьбе Киргинцевых установили охладитель молока ёмкостью 200 л. С весны до осени Нина Ильинична ведёт приём продукта от сдатчиков, реализуют излишки и сами хозяева.

– Летом 2011 года наши частники утрами приносили молока столько, что в охладитель не входило, бывало по 250 литров. Нынче чуть меньше – около 200 литров: отрицательно сказывался длительный зной, – уточнила хозяйка.

Когда речь зашла о закупочной цене на молоко, мои собеседники улыбнулись, дескать, какая же это цена – по 8,50 за литр?

– У меня Саша садится в «Волгу» и развозит молоко клиентам два раза в неделю, в том числе – в Аромашево, у нас они постоянные. Некоторые из знакомых приезжают за молоком сами. Берут и некоторые из местных пенсионеров. Так для нас выгоднее. Конечно, чтобы привлечь потребителей, нужно особенно тщательно соблюдать чистоту, санитарные условия, и этому уделяем серьёзное внимание. Не хвалясь, скажу: покупателей достаточно, и пока нареканий от них не было, – рассказала хозяйка.

Её супруг затронул острый для себя вопрос о сбыте мяса, особенно свинины:

– Чушек откармливали бы и больше, кабы существовал надёжный рынок сбыта продукции. Особенно это актуально в летнее время. Понимаю, что цены формирует рынок. Но правда и то, что получить мясо теперь недёшево, нужно много зерна, а оно с каждым годом дорожает. Хорошо, что сено для скота сами заготавливаем, при этом кооперируемся со знакомыми: вместе быстрее и лучше.

Мы заинтересованно вели беседу, и я обратил внимание на то, что в квартире у хозяев имеется всё необходимое, в том числе и стиральная машина-автомат. Александр, как человек изобретательный, думающий, смастерил водопровод от глубокой скважины, из которой воды всегда достаточно на все хозяйственные нужды, а также слив для нечистот. Ещё несколько лет назад с водой у хозяев были большие проблемы: чтобы обеспечить животных, на другие цели, её приходилось носить вручную из ближайшего колодца, на что тратили уйму времени и сил. Пришлось нанять специалистов и бурить скважину.

– В деревне можно жить достойно? – спросил я напрямую у своих собеседников.

– Отчего же нельзя, конечно можно, – ответил Александр, поглядывая на свои мозолистые руки. – Только трудиться нужно, как говорят, от зари до зари, не жалея себя, хозяйствовать умело и расчётливо. Многие отвыкли работать, а жить желают хорошо. Так не бывает.

Провожая, за оградой Нина Ильинична случайно обмолвилась, что на днях у неё пятидесятилетний юбилей со дня рождения и пригласила в гости.

Фото: автор.

Автор: Анатолий ВАКАРИН