Люди-капельки, люди-ручейки, люди-потоки и люди-озёра… Некоторых даже только с болотцем и сравнишь – такие тоже есть… люди.
Поговорил с Анатолием Кондауровым – коротко поговорил, между делами, на бегу, но даже такого «чуть-чуть» хватило для того, чтобы понять: этот человек – река. Наша, сибирская, пробивающая себе путь к Великому Океану, не засыпающая даже под зимней толщей льда река.
Есть такие люди. Мало их, и принято даже говорить, что таких, мол, уже не делают. А всё есть… И были, и будут.
Роль гайки в истории
В умелых руках гайка, закреплённая на суровой нитке, – опасное оружие. Ф-ф-щи-их – шелестящий свист замаха и неслышный почти звук соприкосновения гранёной стали с плотью… В жизни Толи Кондаурова тоже встретилась такая гайка и такой разящий влёт удар. Удар, изменивший его судьбу.
Сейчас мало кто поверит в то, что однажды этот крепкий физически и духовно человек сознательно пошёл на членовредительство. Да ещё для чего! Страшно сказать – ради отсрочки от призыва. Но ведь было… Сам Кондауров с непроницаемым выражением лица рассказывает:
– Рос безотцовщиной и с юных лет много постранствовал – от Средней Азии бросало до Подкаменной Тунгуски. А потом решил взяться за ум и поступил в вечернюю школу – десятилетку добить. Да уж в возраст вошёл и призываться пора. Тут вот дружок закадычный со своей гайкой – давай, говорит, Толя, «выпишу» тебе отсрочку.
Ну и дали. Со второго раза нанёс мне лёгкое увечье. Получил я отсрочку и закончил школу. Ну, а потом уж в армию – как положено. А из рядов сразу в институт юридический… Такая вот гайка. Недоучись я тогда перед армией, так, может, и школьного образования бы не получил.
«Кудрявая»
журналистика
Но эту историю Анатолий Алексеевич уж потом рассказал – когда разговор пошёл. А поначалу обмолвился, что не очень любит-де с журналистами общаться.
– И мои слова перевирали… Ну, да и сам я ведь тоже «отличился» разок. Разок, но зато очень уж…
А дело было в 1961 году. И служил наш герой в Вооружённых Силах, но не просто так служил, а в личное время ещё и писал материалы для военной печати.
– Смутное было время. Назревал карибский кризис… Мы тогда разворачивали стартовый комплекс ракет стратегического назначения. И я написал очерк о капитане Ахмадееве из соседнего ракетного дивизиона. Про то, как он командует на полигоне, как бойцы готовят аппарели, как разворачивают пусковой стол. А ещё, для душевности, что ли, описал то, как капитан Ахмадеев возвращается домой, как снимает фуражку и долго промывает свои пропитанные пылью кудри, как садится потом за стол… В общем, прекрасный очерк получился.
Только потом сообщили мне, что Ахмадеев хочет пальцы мне переломать, а то и вовсе убить. Он ведь лысым был, тот капитан… Я его только в фуражке видел, и какие-то кудри из-под неё выбивались. У него, Ахмадеева, как выяснилось, и прозвище было «Лысый», а тут я со своим очерком. Душевным.
В общем, договорились мы с Анатолием Алексеевичем, что без кудрей обойдёмся и дальше беседу повели.
Мелкий песочек
жизни
А беседа та шла вроде и в четырёх стенах, но всё одно, как бы на речном бережку. Дело-то в том, что встретились мы не просто так, а по случаю открытия персональной выставки Кондаурова в музее истории освоения и изучения Сибири им. А.А. Дунина-Горкавича. Ну, вот и сидели так, а вокруг тихие заводи, песчаные стёсы берегов, весенний топляк на стремнине, чернота урманов да небесная синева.
Пожалуй, это лучшая площадка в городе для такой выставки. Пятьдесят четыре фотоработы составили экспозицию, которую автор назвал «Иртышье моё несказанное». И, может быть, отсюда и речное настроение, возникшее вдруг… Может быть.
И разговор наш перетекал плавно, что та река – от детства, с его навечно ошпаренными крапивой ногами к странствиям юности… От юрфака в Свердловске до ухода в снега Уватской тайги… От работы в топографических партиях до должности начальника Тобольской милиции.
Капитан из легенды
В наш город капитан Кондауров был переведён в 1971 году. До того был успешным оперативником в Тюмени и начальником отдела на Севере (Тарко-Сале). И вот Тобольск – город знаменитый не только историей, но и своеобразным каторжанским духом и особым культурным колоритом.
А что до легенд... Ну, назовите мне такого начальника ГОВД, который бы не только успешно боролся с преступностью, но при этом ещё и тесно сблизился с местной творческой интеллигенцией. Вот как вспоминал о необычном милиционере незабвенный бытописатель тобольской богемы Борис Павлов: «Оказывается, Анатолий в душе был художником, человеком творческим, страстным, но тщательно скрывал эти качества. Конечно, сказывались специфика работы, положение. Никогда ничего не обещал заранее, не подумав, а если обещал, то это было надёжно. Он очень любил работать по дереву, удивляя своих знакомых знанием всей технологии его обработки. Да и увлечение антиквариатом было более чем серьёзным, мелочей ни в одном деле для него не существовало. Позднее я узнал, что он еще кое-что пишет в журналы, связанные с охотой».
И даже когда, оставив должность, он перебрался в таёжный Красноселькупский район председателем сельсовета, то остался в Тобольске. Остался его образ, увековеченный Николаем Распоповым. Скульптура так и называется «Капитан Кондауров».
Дымок над избушкой
Почему он всё время уходит?.. Почему, вернувшись в Тобольск на хорошую должность начальника юридического отдела «Тобольск-Нефтехима», он вновь оставил спокойную жизнь и вернулся к белому безмолвию тайги?
Верхнесрединное течение реки Демьянка. Угодья госпромхоза «Кедровый». 17 сезонов в тайге. Один на один с природой. Охотник-промысловик. В сентябре – заброс на вертолёте, в марте – обратно.
И как это уживается с тем, что Кондауров-городской всегда был в центре событий, всегда на людях?
Он уходит от этих шаблонных вопросов так же просто, как уходит в лес поживший сохатый от неосторожного охотника-любителя: «Я уж в книгах своих про это всё написал. И про одиночество, и про тайгу».
Да, он пишет прозу (и не только охотничью)… Он кроме необходимой таёжной оснастки берёт на промысел фотоаппарат (а ведь каждый грамм в таком рюкзаке на особом счету)…Стихи! Что со стихами-то делать? Ведь не в батистовой рубашке да гусиным пером (впрочем, перьев Кондауров может сколько угодно добыть). Но всё одно – боксёр, милиционер, адвокат, «рабочий-промысловик (5 разряд конно-ручных работ)» (так официально оформляется трудовое соглашение с охотниками)… И стихи.
Нет, непостижима всё-таки натура человеческая.
Дымок из ствола
В попытке вывести непроницаемого собеседника из равнодушного равновесия (только настоящий охотник может быть таким равнодушным) захожу издалека. Не помните ли своё самое первое ружьё, спрашиваю… Попал, кажется! Кондауров улыбается, даже, кажется, туманится взглядом…
– Как не помнить. Винтовка Бердана это была… Старенькая уже, конечно, осечки постоянно давала. Поменял её на ИЖ-12, но у того, хоть и помоложе берданки лет на восемьдесят, вечно вылетал боёк… А на промысле использовал только комбинированное ружьё. Там не обойдёшься только карабином или, скажем, ружьём-автоматом. Только тройник – три ствола на все случаи охотничьей жизни. Два гладких ствола и один нарезной хорошего калибра.
Дальше была короткая, но содержательная лекция о качестве ружей, особенностях боеприпасов и специфике охоты в сибирской тайге. И даже мне, охотнику кабинетному, слушать Анатолия Алексеевича было интересно.
И не удержавшись ещё раз, спрашиваю: «А самый первый ваш фотоаппарат (разговор всё ж по случаю фотовыставки случился) какой был?»
– Да я вообще мало чего забываю. Аппарат назывался «Смена-2». Он всю армию со мной прошёл. Бывало, и в землю закапывал при проверках – часть-то ракетная, нельзя снимать. Потом «Олимпус» был, которым на промысле и снимал в основном. Теперь в тайгу хожу уже как любитель и параллельно осваиваю цифровую камеру.
Дымок над водой
Выставку, открывшуюся на прошлой неделе в музее им. Дунина-Горкавича, автор работ назвал «Иртышье моё несказанное». Несказанное – с ударением на третьем слоге. Но, поговорив с Анатолием Кондауровым (коротко, между делами, на бегу), понимаешь – можно было бы и на второй слог ударение перенести.
И получилось бы, что на снимках поймы большой сибирской реки запечатлено то, что этот необычный фотограф-промысловик не сказал. Не сказал мне… Не сказал читателям своих книг… Да, может, и самому себе не сказал.
Такой уж это человек. Человек-река. Река, надёжно укутанная от стороннего любопытства лёгкой дымкой тумана.
Дмитрий КАРАСИЕР
Юрий ПОПОВ (фото)
P.S. Впрочем, не так уж он и скрытен, этот Анатолий Кондауров. Вот, например, узнали мы с Юрием Дмитриевичем о том, как делать таёжную рябиновку, полгода выдерживая её в глубинах муравейника. И про то, что «одиночество можно полюбить, возвысившись над ним». И ещё про то, что выставка «Иртышье моё несказанное» продлится до конца декабря 2012 года.