Молодежный театральный фестиваль «Живые лица» смело можно назвать по-своему уникальным.
Во-первых, он показывает новые экспериментальные спектакли лучших самодеятельных коллективов из Тюмени, Екатеринбурга, Перми и Челябинска. Их работы, к сожалению, недоступны широкому кругу зрителей. Во-вторых, вход на все спектакли бесплатный. В-третьих, в составе жюри – гости из Москвы. Особенно ждали Геннадия Дадамяна, профессора Российской академии театрального искусства – и он приехал…
Можно долго перечислять достоинства фестиваля, который проходил на трех площадках города – в драматическом театре, концертном зале академии культуры, искусств и социальных технологий, во Дворце искусств «Пионер»). Лучше, наверное, рассказать о самых ярких моментах.
… Воскресенье. Третий день фестиваля.
Закулисье перед спектаклем напоминает квартиру во время ремонта - та же суета и неразбериха. На полу импровизированной гримерной (место действия – пятый этаж драмтеатра) валяются балетки, обрывки упаковочной бумаги и сумки. Возле стола толпятся молодые актрисы из челябинского театра-студии «Манекен». Делают макияж сами, впопыхах, по очереди берут тени, карандаш для глаз, пудру и румяна. До выхода на сцену остается полчаса. Обстановка накаляется.
– Я оставила здесь ведро вместе с тряпкой, а оно пропало. Из чего я теперь Дашу поливать буду? – кричит девушка в сиреневом платье.
– Девочки, а от насморка есть что-нибудь? – спрашивает другая.
– Тогда я чье-то ведро заберу, и все, – настаивает первая актриса. На глазах у нее выступают слезы.
– Не волнуйтесь, все в порядке, – утешает Илья, исполнитель главной роли.
В углу комнаты Юлия Усольцева с невозмутимым видом пришивает рукав полушубка. Когда-то она училась на факультете журналистики, но не закончила, ушла. Говорит, скучно стало. Уже четвертый год занимается и играет в «Манекене».
– Это мои первые гастроли. Я очень волнуюсь. На сцене тюменского театра совсем другая обстановка, чем у нас. И к тому же реквизит порвался, – говорит Юля.
– Через пять минут жду всех на сцене, – заглядывает в комнату режиссер.
На лицах девушек - паника. Мол, как это начинаем? Они торопливо одеваются – кто натягивает платье и туфли, кто – полушубок и валенки.
– Покорим обаянием! – громогласно принимает кто-то из актеров оптимистическое решение, и все спешат на выход.
Тем временем в фойе собираются зрители (большинство их составляют участники фестиваля). Они пьют кофе и фотографируются на фоне деревянных телефонных трубок, привязанных к потолку. Эти трубки – часть декораций спектакля «Двое на качелях».
Вход в зрительный зал охраняет «почетный караул» – два сторожа с ружьями. Это часть спектакля. Челябинские стражи и запускают зрителей, следят за порядком.
Режиссер Радик Рябков поставил спекталь «Опасное лето» по мотивам детской повести-сказки Туве Янссон. По сюжету, в семье муми-троллей произошла трагедия: наводнение уничтожило весь дом. Муми-тролли отправляются на поиск нового жилья.
Актеры театра-студии «Манекен» явили своей игрой этакую «безответственную фантазию». Они включили жюри в свою игру и отчасти эпатировали публику - разбивали о голову сырые яйца, читали монологи на столе и грызли при этом луковицу… И в то же время сохранили по-своему завораживающую атмосферу спектакля-спектакля.
Режиссер Рябков, кстати, очень переживал во время спектакля за своих подопечных. То и дело опускал голову, закрывал лицо руками… Волнение оказалось напрасным. Зрители аплодировали стоя.
Одобрили спектакль и члены жюри. По словам Марины Жабровец, исполнительного директора фестиваля, «актеры во время спектакля самоотверженно служили искусству». А их фарсовая игра только усиливала интерес к происходящему.
Геннадий Дадамян, председатель жюри, оценил талант Ильи Никулина, исполнителя одной из главных ролей.
– Обаятельный человек! Я пришел смотреть серьезный драматический спектакль, а в меня едва не попали яйцом! Все легко и талантливо, я даже отдохнул за это время, – признался Геннадий Григорьевич.
… Жюри единогласно решили вручить гран-при фестиваля театру-студии «Манекен».